Всеобщая маркировка товаров началась с алкогольной продукции в 2016 году. Для контроля над объемами производства и оборота алкоголя была разработана единая государственная информационная система — ЕГАИС.
Алкогольная продукция маркируется специальными марками. Импортируемый алкоголь маркируют акцизной маркой, а произведенный в России — федеральной маркой. Акцизная и федеральная марка содержат двухмерный код, в котором зашифрована информация о продукте: название и вид алкогольного напитка, содержание этилового спирта, состав, дата производства и срок годности, данные о производителе. В ЕГАИС фиксируется не только информация о самом товаре, но и о его перемещениях от производителя до потребителя.
С помощью маркировки алкоголя ведется помарочный учет продукции и государство знает, где находится каждая бутылка. При продаже кассир сканирует марку и через специальную программу — универсальный транспортный модуль, информация о выбытии товара из оборота попадает в базу данных ЕГАИС и Росалкогольрегулирование.
За нарушение закона о маркировке: производство, перевозку, хранение и продажу немаркированной алкогольной продукции или оборот алкоголя с нарушенной маркировкой, предусмотрена административная и уголовная ответственность. При выявлении нарушения всю контрафактную продукцию конфискуют. Если из-за отсутствия маркировки был нанесен вред потребителю, размер штрафа увеличивается в три раза.
Что изменилось в маркировке алкоголя в 2019 году
С января 2019 года Росалкольрегулированием был введен запрет на выдачу акцизных марок старого образца. При продаже алкоголя с маркой старого образца, продавец сначала считывал код номера марки — DataMatrix, а потом штрих-код марки — PDF 417. Для новой марки с бутылки считывается только код DataMatrix, который содержит идентификатор ЕГАИС.