Требования к маркировке вина

46

По 171 ФЗ, закону о производстве и обороте алкогольной продукции, вино подлежит обязательной маркировке. Для вина, которое произведено в России, на тару должна быть нанесена федеральная марка. Импортное вино должно быть промаркировано акцизной маркой до ввоза на территорию России. Акцизная и федеральная марка содержат двухмерный код, в котором зашифрована информация о продукте: 

  • наименование и объем;
  • состав, количество сахара и крепость;
  • дата розлива и срок годности;
  • данные о производителе;
  • информация о месте выращивания винограда или другого сырья. 

Маркировка вина нужна для контроля качества продукции и выведения с рынка контрафакта. Вся информация об обороте алкогольной продукции должна передаваться в ЕГАИС и Росалкогольрегулирование. 

За нарушение закона предусмотрена административная и уголовная ответственность, которая зависит от размера партии немаркированной продукции и статуса человека, который нарушил закон — должностное, юридическое или физическое лицо. Уголовная ответственность со штрафом и лишением свободы сроком от трех до шести лет, грозит за оборот немаркированного вина в крупных и особо крупных размерах. Нормативы крупной и особо крупной партии установлены в статье 171.1 УК РФ. 

При выявлении любого нарушения: производства, транспортировки, хранения или продажи немаркированного вина, всю контрафактную продукцию конфискуют. Если из-за отсутствия маркировки был нанесен вред потребителю, размер штрафа увеличивается в три раза. 

Как работать по закону о маркировке вина

Чтобы избежать штрафов и сохранить лицензию, все участники оборота алкогольной продукции должны обновить ЕГАИС до версии 3.0 и передавать в систему информацию о движении каждой единицы товара. Еще предпринимателям нужно подключиться к системе электронного документооборота, чтобы принимать товар и передавать право собственности на него. 

Вот как должен происходить оборот маркированного вина:

  • производитель и импортер покупает марки в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка. Наносит на марку двухмерный код DataMatrix, который содержит идентификатор ЕГАИС клеит марку на бутылку вина;
  • поставщик принимает партию маркированного вина от производителя, сканирует код с каждой бутылки. По ЭДО обе стороны подписывают электронный универсальный передаточный документ — счет-фактуру, акты, накладную;
  • розничный продавец принимает товар от поставщика, сканирует DataMatrix коды и проверяет, совпадает ли то, что пришло фактически, с тем, что указано в электронном УПД;
  • при продаже товара кассир сканирует код. Онлайн-касса отправляет информацию в специальную программу — универсальный транспортный модуль, которая обменивается данными с Росалкорегулированием. Если все в порядке, онлайн-касса печатает чек, а информация о выбытии конкретной бутылки вина из оборота попадает в базу данных ЕГАИС. 

Итак, для работы с маркированным вином розничному продавцу понадобятся: 2D-сканер для считывания DataMatrix кодов и онлайн-касса, которая поддерживает УТМ-модуль и подлючена к оператору фискальных данных.