Обязательная маркировка товаров

Обязательная маркировка товаров
09.12.2019
67790

Для защиты потребителей от контрафакта Правительство РФ приняло решение взять под государственный контроль всю продукцию, которая производится в России и импортируется на территорию страны. Для этого с 2019 вводится повсеместная обязательная маркировка товаров. К 2024 году каждая единица будет иметь уникальную метку.

Рассказываем, что значит обязательная маркировка изделий и кто станет участником процесса.

Зачем нужна система Честный Знак

Система общегосударственной маркировки предназначена для искоренения фальсификата, контрабандных и санкционных товаров.
По данным Росстата, в настоящее время:

  • 35% продукции лёгкой промышленности является незаконной (особенно обувь и трикотажные изделия);
  • 10% всех лекарств — подделки;
  • 20% всей парфюмерной продукции также поддельные;
  • 7,7% табачной продукции — фальсификаты.

С такими объёмами незаконных товаров под ударом, в первую очередь, потребители этих товаров сомнительного качества — такие товары могут быть даже опасны для здоровья. Во вторую очередь, потери от нездоровой конкуренции и поддельных брендов несут легальные производители. И в третью — государство вцелом, несущее имиджевые и бюджетные потери. Бюджетные потери возникают из-за недоуплаты налогов, ведь контрабандисты их платить не спешат. В итоге: меньше налогов — меньше бюджет страны — меньше социальных благ для граждан.edinaja-sistema-markirovki-tovarov

Для предприятий неоспоримым преимуществом станет полная прозрачность всех процессов: от производства и логистики до продаж. Крупным изготовителям будет гораздо проще прогнозировать объёмы выработки продукции, исходя из данных об остатках готовой продукции на прилавках всех магазинов страны (да, такая возможность тоже будет). Дополнительной выгодой будет переход на систему электронного документооборота (ЭДО), которая упростит и ускорит взаимодействие между всеми участниками товарооборота. Также, (в масштабах всей страны) станет значительно меньше бумажной документации, что приведёт к экономии природных ресурсов.

Исходя их вышеуказанных данных Росстата, массовая маркировка «Честным ЗНАКом» начата с табачных изделий, лекарств и обуви.


Зачем нужна система Честный Знак

Какие товары подлежат обязательной маркировке

После удачного эксперимента с шубами и меховыми изделиями, с 1 января 2019 года вступило в силу распоряжение Правительства России № 792-р от 28.04.2018г. И теперь, с 1 марта 2019 стала обязательной маркировка табака и сигарет. Маркировка обуви внедрена с июля 2019. Стараниями производителей и ЦРПТ маркировка лекарственных средств в октябре 2019 года охватит 12 нозологий. А в январе 2020 года уже всё содержимое аптек должно быть подвергнуто тотальной маркировке лекарственных препаратов. Информационная система маркировки товаров Честный ЗНАК позволит эффективно бороться с подделками лекарств и других товаров на территории России.

С декабря 2019 года цифровая маркировка товаров средствами идентификации должна охватить целый ряд продукции:

  • парфюмерия (туалетная вода, духи)
  • фотоаппараты, лампы и вспышки к ним
  • автомобильные шины и покрышки
  • столовое, постельное и кухонное бельё
  • трикотажные блузки, ветровки, пальто, куртки и плащи

Дальнейшие планы по маркировке товара ещё предстоит определить. По планам Правительства РФ, Data Matrix коды к 2024 году будут применяться повсеместно, для каждого товара в России.

Остались вопросы?
Оставьте заявку, и мы вас проконсультируем
Оставляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональной информации ООО «Аванпост»
Спасибо! Скоро наш оператор свяжется с вами для подтверждения заказа.

Кто занимается цифровой маркировкой товара

Оператором национального проекта маркировки товаров является Центр Развития Перспективных Технологий (ЦРПТ). Это проект государственно-частного партнерства, учреждён госкорпорацией Ростех в лице концерна «Автоматика» (25%) совместно с USM («ЮэСэМ Технологии», 50%),  и структурой А.Галицкого «Элвис-Плюс групп» (25%).

Именно ЦРПТ контролирует услуги маркировки товара и предоставляет доступ к технологии. Предполагается в дальнейшем распространить тотальную цифровую маркировку на страны ЕАЭС, что сделает её международной. Оператор ЦРПТ официальный сайт: crpt.ru

Не дожидаясь обязательного требования, многие компании добровольно входят в национальный проект, понимая его неизбежность и необходимость.

Уже сейчас большое количество российских производителей в добровольном порядке используют оборудование для маркировки от «ТрекМарк» (дочернее предприятие ЦРПТ с поддержкой Ростех) для маркировки табака, обуви и лекарственных препаратов кодами Data Matrix.

Какую продукцию маркировать обязательно

Хотя состав маркирования является добровольным для изготовителей, определенный перечень продуктов подлежит обязательной сертификации с последующим подтверждением документального соответствия установленным стандартам качества и безопасности. Список таких изделий утвержден ПП РФ № 982 от 01.01.2009.

Если товары не включены в этот перечень, то маркирование продукции является добровольным. Главной задачей любого продавца является привлечение покупателей. Поэтому маркировка необходима. Ведь благодаря определенным знакам, символам, пиктограммам, штриховым и QR-кодам потребитель узнает о товаре еще до его приобретения. Осведомленность и уверенность делает покупку более вероятной. Именно поэтому практически каждое изделие промаркировано. Рекомендации на маркирование содержатся и в ПП РФ № 55.

А что есть еще интересного?
Будь в курсе всех последних новостей из мира бизнеса и полезных лафйхаков
Спасибо! Скоро наш оператор свяжется с вами для подтверждения заказа.

Где найти требования к маркировке

Все требования к маркировке по ГОСТ указаны в государственных стандартах к различным видам изготавливаемой продукции. Любое обозначение на упаковке — это непосредственная информация для покупателя. Все обозначения должны быть нанесены четко, надписи надлежит указывать разборчиво. Знаки нужно делать контрастными, чтобы они выделялись и не сливались с дизайном упаковки. Символика не должна испортиться от времени хранения, эксплуатации и воздействий внешней среды (промокнуть или выгореть на солнце). На маркерах рекомендуется отобразить максимальное количество сведений о потребительских свойствах товара, в том числе и о специфических условиях использования. Все сведения должны быть указаны четко и понятно, чтобы у потребителя не возникло иного варианта применения продукта, который может повлечь угрозу здоровью и жизни.

Ключевые требования к маркированию не зависят от сферы применения продукции потребителем:

  1. На упаковке можно размещать неограниченное количество символов, но главная их задача — гарантия качества безопасности товара для потребителя.
  2. Все обозначения должны строго соответствовать области применения изделия.
  3. Если упаковка не позволяет отображать маркеры, все характеристики потребления вносятся в документацию, сопровождающую продукты. В сопроводительных документах указываются и локальные нормативные условия маркировки изделий.

Ответственность за корректность и достоверность указанных на упаковке данных несет лицо, непосредственно выполняющее нанесение.

Особенности маркировки некоторых категорий товаров

Требования к маркировке пищевой продукции изложены в ТР ТС 022/2011. В частности, в обозначении должна содержаться эта информация:

  • Наименование товара.
  • Вес и объем.
  • Состав (если это многосоставная продукция).
  • Пищевая ценность (не требуется для воды, ягод, чая и прочего).
  • Дата изготовления.
  • Срок годности.
  • Рекомендации по хранению.
  • Информация о производителе: наименование, адрес.
  • Рекомендации по приготовлению.
  • Особые указания.

По желанию изготовитель может указать дополнительные сведения: отсутствие ГМО, консервантов. Однако эту информацию нужно подтвердить документами на продукцию. В отношении ряда товаров действуют особые правила. К примеру, если это кофе, нужно указать, что продукцию не рекомендуется употреблять при беременностях и ряде болезней.

Требования к маркировке парфюмерии и косметики изложены в пункте 9 статьи 5 ТР ТС 009/2011. Обозначение должно содержать эту информацию:

  • Наименование товара.
  • Предназначение.
  • Информацию о производителе.
  • Страну производства.
  • Контактную информацию.
  • Объем.
  • Срок годности.
  • Информацию об особых условиях хранения.
  • Рекомендации по использованию.
  • Меры предосторожности.
  • Данные о партии.
  • Состав.

В отношении ряда парфюмерно-косметических изделий действуют особые правила. К примеру, если это окрашивающие средства, нужно указать процент содержания тона. Если это зубная паста, требуется обозначить процент фторида.

В маркировке к одежде нужно указать эти сведения:

  • Состав с указанием процентного содержания того или иного элемента.
  • Правила по уходу.
  • Инструкцию по эксплуатации.
  • Размер.

Если это меховые изделия, нужно обозначить тип меха, способ его обработки, размер.

Законы и последствия за нарушения условий маркировки

За изготовление немаркированной продукции ИП получит штраф в размере от 10 000 до 15 000 рублей. Каждое ООО – от 100 000 до 150 000 р.

Если кто-то будет продавать то, что нельзя реализовывать без КиЗ, то штраф получат все:

  • сам кассир – от 2000 до 5000 р.;
  • ИП от 10 до 15 тыс. р.;
  • ООО от 200 до 300 тыс. р.

Кроме того, орган, который выявит нарушение, имеет право забрать всю партию без штрихкодов.

Закажите кассу и начинайте продавать
С Модулькассой это будет быстрее и удобнее
Оставляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональной информации ООО «Аванпост»
Спасибо! Скоро наш оператор свяжется с вами для подтверждения заказа.

Можно ли подделать код

Нет, это отличает новую систему нанесения криптографических знаков от ранее использованных акцизных этикеток, которые часто подделывались. Криптография скорее напоминает уникальность денежных единиц. При попытке обмануть систему в реестре просто не будет сведений об этом КИЗ.

обязательная маркировка товаров с 2019

Оборудование

Необходимо устройство с 2D-сканером, подключенным к кассовому аппарату. Так одновременно при отпуске товара должно быть произведено сканирование КИЗа с автоматическим онлайн-изменением состояния продукции в системе.

Компания «Клеверенс» предлагает готовые решения для складов и розничных магазинов. С таким оборудованием можно легко и безболезненно перейти на новую программу.

Видео: что такое обязательная цифровая маркировка товаров в России, работа оборудования

Подключиться к Честному Знаку

 

Источники