Маркировка одежды и текстиля

767

Маркировке подлежат: блузки, ветровки, плащи, пальто, рабочая одежда, постельное и кухонное белье. Полный список представлен в постановлении правительства № 1956. Оборот немаркированной одежды и текстиля разрешен до 1 января 2021 года. 

За производство, продажу, хранение и перевозку немаркированной продукции предпринимателям грозит административная и уголовная ответственность. За любое нарушение закона о маркировке вне зависимости от размера партии, всю нелегальную продукцию конфискуют. 

Что нужно для продажи маркированной одежды

Чтобы подготовиться к маркировке, нужно зарегистрироваться в системе «Честный знак». Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, ее выпускают аккредитованные удостоверяющие центры. Еще для работы с УКЭП нужно установить КриптоПро или Рутокен

По закону о маркировке предприниматели должны использовать электронный документооборот. Обязательную маркировку ввели для отслеживания пути товара от производителя до покупателя. Чтобы это было возможным, нужны не только коды маркировки на товаре, но и ЭДО. 

Участники товарооборота передают права на продукцию и получают универсальные передаточные документы — акты, накладную, счет-фактуру через электронный документооборот. Документы подписывают тоже в ЭДО с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи. Так в базу попадает информация о перемещении товара. Заявку на подключение к электронному документообороту можно оформить в личном кабинете «Честного знака».

Оборудование для маркировки

Для продажи маркированной одежды нужны: принтер, 2D-сканер, онлайн-касса. С помощью принтера производитель или импортер печатает идентификационные коды. Оптовики, грузоперевозчики и продавцы считывают двухмерные коды DataMatrix через 2D-сканер. 

Онлайн-касса должна поддерживать код товара — тег 1162, обязательный реквизит фискальных документов. Фискальные документы — это все документы, которые формирует онлайн-касса. Код товара попадает в кассовый чек, когда продавец сканирует маркированную продукцию при продаже товара. 

Еще онлайн-касса должна быть подключена к оператору фискальных данных, который передает данные в единую систему маркировки. После того, как онлайн-касса отправляет информацию о продаже с кодом товара в ОФД, оператор фискальных данных передает в ЦРПТ данные о том, что товар вышел из оборота. 

Сроки маркировки

С 1 января 2021 года нельзя производить, перевозить и продавать немаркированную одежду и текстиль. Готовиться к маркировке лучше заранее, чтобы успеть: 

  • научиться работать с системой «Честный знак»; 
  • оформить документы и договоры;
  • докупить оборудование и программное обеспечение: принтер этикеток, 2D-сканер, лицензию КриптоПро или Рутокен;
  • обучить сотрудников работе с кодами маркировки и электронным документооборотом. 

До 1 февраля 2021 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 1 января 2021 года. Продавцы должны сами маркировать остатки одежды с помощью бесплатных упрощенных кодов маркировки. 

Обязанность по маркировке товаров легкой промышленности касается всех: производителей, импортеров, дистрибьюторов, ритейлеров, продавцов, в том числе и интернет-магазинов. Если покупатель вернул товар с поврежденным кодом маркировки, продавец должен присвоить товару новый код, перед тем как выставить продукцию на полки. Новые товары, которые поступили после введения обязательной маркировки, должен маркировать продавец или импортер. 

Как работает маркировка

В DataMatrix кодах в зашифрованном виде содержится вся информация о товаре. Это данные о производителе — место, время и дата производства, информация о перемещении товара по торговым сетям, сведения о самом товаре — материал и состав одежды, а еще информация о выплаченных налоговых сборах — налоговых и таможенных. Вот как работает маркировка:

  • производитель подает в регистратор эмиссии — специальное устройство, которое генерирует коды, информацию о том, что на фабрике сшили партию пальто;
  • регистратор эмиссии запрашивает на сервере код и выдает его предпринимателю в формате PDF; 
  • производитель распечатывает и наносит код маркировки на этикетку или ярлык пальто, так продукция попадает в оборот;
  • поставщик закупает партию пальто, принимает от производителя электронную накладную — УПД и сканирует каждое пальто;
  • грузоперевозчик принимает от поставщика товар, документы на него и сканирует коды DataMatrix;
  • приёмщик получает товар в магазине, а также документы на вещи, сканирует коды маркировки и сверяет их с теми кодами, которые указаны в УПД. После проверки пальто можно выставлять в магазине; 
  • продавец сканирует код DataMatrix при продаже товара и пальто выходит из оборота. 

Обойти маркировку одежды не получится. Для обмена данными используют ЭДО, на каждом этапе логистики код товара сканируют и сверяют с тем, который есть в системе маркировки «Честный знак». Если при сканировании коды не совпадут, контрафактная продукция не попадет в оборот, потому что система заблокирует движение товара. Подделать или изменить код маркировки невозможно — каждый DataMatrix код защищен, уникален и состоит из: индивидуального серийного номера, кода товара, ключа и кода проверки, который формирует ЦРПТ. 

Товар без маркировки или с нарушенным DataMatrix кодом не получится продать через онлайн-кассу. У ККТ есть доступ к  данным из национального каталога товаров и системы маркировки «Честный знак», поэтому нелегальный товар нельзя пробить.  Оператор фискальных данных передаст информацию о попытке продажи незаконного товара в в систему маркировки «Честный знак». 

Через приложение «Честный знак» для IOS и Android можно проверить маркировку товара и получить информацию о продукции. Если при проверке кода система выявит нарушение, данные об этом попадут в Минпромторг и Минфин. 

Как продавать одежду с маркировкой

МодульКасса умеет работать с кодами маркировки и включена в Госреестр контрольно-кассовой техники, использование которой разрешено в России. С МодульКассой не придется докупать отдельный 2D-сканер, потому что в нее встроен сканер штрих-кодов, который считывает коды маркировки DataMatrix. Мы подключаем клиентов к Яндекс.ОФД, который не берет доплату за передачу данных в единую систему маркировки. 

Напишите в чат нашему консультанту на сайте.  Он поможет выбрать модель и оформить доставку. Доставляем кассу за один-два дня по Москве и до семи рабочих дней в регионы. 

Купить МодульКассу