Под маркировку рано или поздно должны попасть все табачные изделия. Это следует из Правил маркировки табачной продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.02.19 № 224.
Но для разных видов табачных изделий установлены свои сроки. Поэтому обязательная маркировка табака проходит в несколько этапов.
Этапы маркировки табака и табачной продукции
Всего выделяют четыре этапа.
Этап 1. Стартовал 1 июля 2019 года.
Начиная с указанной даты, производители и импортеры табака должны наносить уникальный код Data Matrix на каждую пачку сигарет и папирос.
Оптовики, закупающие сигареты и папиросы непосредственно у изготовителей или импортеров, стали получать универсальные передаточные документы (УПД) через систему электронного документооборота. Затем подписывать УПД своей квалифицированной электронной подписью и передавать сведения об этом в государственную информационную систему (ГИС) мониторинга «Честный знак».
Розничные торговцы начали сообщать в ГИС мониторинга сведения о каждой реализованной пачке сигарет с кодом Data Matrix.
Сигареты и папиросы, произведенные до июля 2019 года (и по этой причине немаркированные), разрешили продавать без передачи данных в систему «Честный знак».
СПРАВКА. Сигареты — это продукция, которая имеет следующий код: 2402 20 900 0 по ТН ВЭД; 12.00.11.130 по ОКПД 2. Папиросы — это продукция, которая имеет следующий код: 2402 20 900 0 по ТН ВЭД; 12.00.11.140 по ОКПД 2.
Все прочие виды табачных изделий на первом этапе не маркировались.
Этап 2. Стартовал 1 июля 2020 года.
Вступил в силу запрет на продажу немаркированных сигарет и папирос независимо от даты их производства или импорта. У розничных торговцев появилась дополнительная обязанность: при приемке сигарет и папирос получить электронный УПД, подписать своей квалифицированной электронной подписью и передать сведения об этом в систему «Честный знак».
Изначально предполагалось, что после 1 июля участники оборота уже не смогут маркировать остатки сигарет и папирос. Но срок продлили до 1 декабря 2020 года. До этой даты можно было хранить, транспортировать (но не продавать) немаркированные сигареты и папиросы, бывшие в обороте по состоянию на 30 июня 2020 года. Разрешено наносить на них средства идентификации.
С июля 2020 года изготовители и импортеры наносят код Data Matrix на все виды табачной продукции, в том числе, сигариллы, сигары, кретек и проч. Оптовики, закупающие табачные изделия напрямую у производителей и импортеров, начали получать и передавать в ГИС мониторинга УПД, а розничные торговцы — передавать данные о продажах в ГИС мониторинга.
Табачные изделия, кроме сигарет и папирос, произведенные или ввезенные в РФ до июля 2020 года (и по этой причине немаркированные) разрешат продавать без передачи сведений в систему «Честный знак».
Этап 3. Стартовал 1 декабря 2020 года.
Прекращается маркировка сигарет и папирос, находившихся в обороте по состоянию на 30 июня 2020 года.
Этап 4. Стартует 1 июля 2021 года.
Вступает в силу запрет на продажу любой немаркированной «табачки» независимо от даты ее изготовления или импорта. Оптовых и розничных торговцев обяжут при приемке всей табачной продукции (а не только сигарет и папирос) получать УПД, подписывать его квалифицированной электронной подписью и передавать сведения об этом в ГИС «Честный знак».
Как выглядит маркировка табачных изделий
Как выглядит код Data Matrix на пачках сигарет? Это двумерный штриховой код, состоящий из черных и белых модулей. Они помещены в сетку квадратной или прямоугольной формы.
СПРАВКА. Потребитель может считать код с пачки сигарет при помощи мобильного приложения. В результате он получит информацию о происхождении товара, а значит, уверенность в легальности поставки.
Как работает система маркировки табака
Остановимся на том, как система работает на уровне всех участников оборота табака: производителей, импортеров, дистрибьюторов, розничных продавцов.
На уровне производителя и импортера
Производитель или импортер табачных изделий подключается к системе маркировки «Честный знак» и получает уникальные коды для последующего нанесения на пачки, блоки сигарет. Поскольку каждый код уникален, то он не повторяется ни для пачек сигарет, ни для блоков.
Производитель или импортер информирует систему о нанесении кодов на пачки, блоки сигарет. Также он отправляет в систему информацию об агрегации. Впоследствии это позволяет участникам оборота оптимизировать свои бизнес-процессы при движении маркированной продукции.
Важно понять, что имеется в виду под агрегацией. Информация о том, какие пачки были сформированы в конкретный блок и какие блоки с какими кодами лежат в транспортном коробе, хранится в системе маркировки. Это позволяет участникам оборота через систему запросов получить информацию на уровне приемки либо отгрузки, то есть формирования заказа клиента, сделать выборочную проверку и тем самым снизить возможные ошибки, которые допускают участники при оптовом или розничном обороте.
На уровне дистрибьютора
На следующем этапе оборота происходит движение товара по цепочке поставок — от производителя к дистрибьютору и от дистрибьютора к мелким торговым точкам либо к федеральным крупным сетям.
В данном случае участники оборота формируют электронные накладные в формате УПД, где указывают коды маркировки, которые двигаются по цепочке поставок, то есть от дистрибьютора к магазину.
На уровне торговой точки
Магазин получает электронную накладную через оператора ЭДО. Он вправе проверить соответствие данных по качеству, количеству, кодам маркировки, а после этого подписать накладную с помощью электронной подписи и передать в систему «Честный знак» информацию о том, что данная торговая точка стала владельцем кодов маркировки.
К этому моменту в системе маркировки уже фиксируется полная прослеживаемость движения маркированной табачной продукции между всеми участниками — от производителя к дистрибьютору и от дистрибьютора к магазину.
На уровне кассира
При продаже кассир сканирует Data Matrix код с каждой пачки или блока сигарет. При продаже товара касса должна передать в ОФД информацию о том, что в чеке содержится маркируемая продукция.
Потребитель в свою очередь может воспользоваться мобильным приложением (App Store и Google Play) и получить всю информацию о легальности продукции по нанесенному коду.
Штрафы за отсутствие маркировки
За нарушение правил реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке, российским законодательством предусмотрена ответственность
Административная (ст. 15.12 КоАП): - для индивидуального предпринимателя — штраф от 5 000 до 10 000 рублей; - для юридического лица — штраф от 50 000 до 300 000 рублей.
Уголовная (ч. 1 ст. 171.1 УК): - Если стоимость изделий без маркировки более 1,5 миллионов рублей, виновному грозит лишение свободы до 3 лет и штраф 80 000 рублей.
Как передавать данные в Честный ЗНАК, если касса не подключена к ОФД?
Предпринимателям, которые используют кассы без передачи данных в ОФД, необходимо 1 раз в 3 дня вносить данные о кодах проданных пачек в личный кабинет Честного Знака.
Несколько шагов и Модулькасса ваша
Для малого и среднего бизнеса
Шаг 1 из 2
Выберите состав комплекта
Стандартная Модулькасса
11 900 ₽
Модулькасса с встроенным эквайрингом
24 900 ₽
Шаг 2 из 2
Оставьте, пожалуйста, свои контакты
Как осуществлять розничный возврат?
Если вы раньше при продаже оформляли фискальный документ, а при возврате – чек возврата, то на маркированной продукции процесс оборота и реализации остается без изменений.
То есть, чтобы вернуть обратно ранее реализованную продукцию с помощью чека, который был передан в систему маркировки, вы оформляете возвратный чек, и эта продукция возвращается в оборот и на баланс соответственно.
Как оформить перемещение маркированных сигарет между своими торговыми точками?
В сравнении с ЕГАИС, тут всё намного проще: когда предприниматель закупает маркированные сигареты, все остатки в системе числятся за ним, а не за розничным магазином.
Организация может свободно перемещать остатки внутри своей торговой сети без привязки к КПП, Честный Знак не требует отчётов о перемещении.
Что делать, если проданные сигареты не отображаются в Честном Знаке?
Для начала проверьте, соответствуете ли вы требованиям.
Программное обеспечение обновлено для возможности работы с новым кодом маркировки (тег 1162) – уточняйте у поставщика программы.
Кассовое оборудование обновлено для возможности отправки нового кода (тег 1162) в ОФД.
С ОФД заключен договор на передачу данных в ИС "Честный Знак".
Если информация о проданной продукции не приходит в ОФД, то с большой вероятностью проблема в первом или втором пункте.
Что нужно для работы с маркировкой табака
1. Зарегистрироваться в системе маркировки
2. Научиться принимать маркированные сигареты: подключиться к ЭДО и маркировке, приобрести оборудование для сканирования марок
3. Научиться продавать маркированные сигареты:
для опта: подключить ЭДО для отправки документов с кодами
для розницы: обновить прошивку онлайн-кассы, подключиться к ОФД, поставить 2D-сканер на место кассира
Честный ЗНАК: вход в личный кабинет
В системе Честный ЗНАК личный кабинет находится не на самом сайте честный знак рф, а на том же сайте, где происходит регистрация предприятия: https://ismotp.crptech.ru/login-kep. Вход в учётную запись можно выполнить только через использование усиленной квалифицированной подписи — УКЭП.
Других вариантов входа в личный кабинет системы маркировки «Честный ЗНАК» нет. Если есть необходимость работы в личном кабинете нескольких пользователей, можно использовать несколько УКЭП-подписей для одной организации.