Маркировка табачной продукции

Маркировка табачной продукции
29.06.2021
13041

Какая табачная продукция подлежит маркировке

Под маркировку рано или поздно должны попасть все табачные изделия. Это следует из Правил маркировки табачной продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.02.19 № 224.

Но для разных видов табачных изделий установлены свои сроки. Поэтому обязательная маркировка табака проходит в несколько этапов.

Этапы маркировки табака и табачной продукции

Всего выделяют четыре этапа.

Этап 1. Стартовал 1 июля 2019 года.

Начиная с указанной даты, производители и импортеры табака должны наносить уникальный код Data Matrix на каждую пачку сигарет и папирос.

Оптовики, закупающие сигареты и папиросы непосредственно у изготовителей или импортеров, стали получать универсальные передаточные документы (УПД) через систему электронного документооборота. Затем подписывать УПД своей квалифицированной электронной подписью и передавать сведения об этом в государственную информационную систему (ГИС) мониторинга «Честный знак».

Розничные торговцы начали сообщать в ГИС мониторинга сведения о каждой реализованной пачке сигарет с кодом Data Matrix.

Сигареты и папиросы, произведенные до июля 2019 года (и по этой причине немаркированные), разрешили продавать без передачи данных в систему «Честный знак».

СПРАВКА. Сигареты — это продукция, которая имеет следующий код: 2402 20 900 0 по ТН ВЭД; 12.00.11.130 по ОКПД 2. Папиросы — это продукция, которая имеет следующий код: 2402 20 900 0 по ТН ВЭД; 12.00.11.140 по ОКПД 2.

Все прочие виды табачных изделий на первом этапе не маркировались.

Этап 2. Стартовал 1 июля 2020 года.

Вступил в силу запрет на продажу немаркированных сигарет и папирос независимо от даты их производства или импорта. У розничных торговцев появилась дополнительная обязанность: при приемке сигарет и папирос получить электронный УПД, подписать своей квалифицированной электронной подписью и передать сведения об этом в систему «Честный знак».

Изначально предполагалось, что после 1 июля участники оборота уже не смогут маркировать остатки сигарет и папирос. Но срок  продлили до 1 декабря 2020 года. До этой даты можно было хранить, транспортировать (но не продавать) немаркированные сигареты и папиросы, бывшие в обороте по состоянию на 30 июня 2020 года. Разрешено наносить на них средства идентификации.

С июля 2020 года изготовители и импортеры наносят код Data Matrix на все виды табачной продукции, в том числе, сигариллы, сигары, кретек и проч. Оптовики, закупающие табачные изделия напрямую у производителей и импортеров, начали получать и передавать в ГИС мониторинга УПД, а розничные торговцы — передавать данные о продажах в ГИС мониторинга.

Табачные изделия, кроме сигарет и папирос, произведенные или ввезенные в РФ до июля 2020 года (и по этой причине немаркированные) разрешат продавать без передачи сведений в систему «Честный знак».

Этап 3. Стартовал 1 декабря 2020 года.

Прекращается  маркировка сигарет и папирос, находившихся в обороте по состоянию на 30 июня 2020 года.

Этап 4. Стартует 1 июля 2021 года.

Вступает в силу запрет на продажу любой немаркированной «табачки» независимо от даты ее изготовления или импорта. Оптовых и розничных торговцев обяжут при приемке всей табачной продукции (а не только сигарет и папирос) получать УПД, подписывать его квалифицированной электронной подписью и передавать сведения об этом в ГИС «Честный знак».

Оставить заявку на обратный звонок
Оставляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональной информации ООО «Аванпост»
Спасибо! Скоро наш оператор свяжется с вами для подтверждения заказа.

Как выглядит маркировка табачных изделий

Как выглядит код Data Matrix на пачках сигарет? Это двумерный штриховой код, состоящий из черных и белых модулей. Они помещены в сетку квадратной или прямоугольной формы. 

Как выглядит маркировка табачных изделий

СПРАВКА. Потребитель может считать код с пачки сигарет при помощи мобильного приложения. В результате он получит информацию о происхождении товара, а значит, уверенность в легальности поставки.

Как работает система маркировки табака

Остановимся на том, как система работает на уровне всех участников оборота табака: производителей, импортеров, дистрибьюторов, розничных продавцов. 

На уровне производителя и импортера

Производитель или импортер табачных изделий подключается к системе маркировки «Честный знак» и получает уникальные коды для последующего нанесения на пачки, блоки сигарет. Поскольку каждый код уникален, то он не повторяется ни для пачек сигарет, ни для блоков.

Производитель или импортер информирует систему о нанесении кодов на пачки, блоки сигарет. Также он отправляет в систему информацию об агрегации. Впоследствии это позволяет участникам оборота оптимизировать свои бизнес-процессы при движении маркированной продукции.

Важно понять, что имеется в виду под агрегацией. Информация о том, какие пачки были сформированы в конкретный блок и какие блоки с какими кодами лежат в транспортном коробе, хранится в системе маркировки. Это позволяет участникам оборота через систему запросов получить информацию на уровне приемки либо отгрузки, то есть формирования заказа клиента, сделать выборочную проверку и тем самым снизить возможные ошибки, которые допускают участники при оптовом или розничном обороте.

На уровне дистрибьютора

На следующем этапе оборота происходит движение товара по цепочке поставок — от производителя к дистрибьютору и от дистрибьютора к мелким торговым точкам либо к федеральным крупным сетям.

В данном случае участники оборота формируют электронные накладные в формате УПД, где указывают коды маркировки, которые двигаются по цепочке поставок, то есть от дистрибьютора к магазину.

На уровне торговой точки

Магазин получает электронную накладную через оператора ЭДО. Он вправе проверить соответствие данных по качеству, количеству, кодам маркировки, а после этого подписать накладную с помощью электронной подписи и передать в систему «Честный знак» информацию о том, что данная торговая точка стала владельцем кодов маркировки.

К этому моменту в системе маркировки уже фиксируется полная прослеживаемость движения маркированной табачной продукции между всеми участниками — от производителя к дистрибьютору и от дистрибьютора к магазину.

На уровне кассира

При продаже кассир сканирует Data Matrix код с каждой пачки или блока сигарет. При продаже товара касса должна передать в ОФД информацию о том, что в чеке содержится маркируемая продукция.

Потребитель в свою очередь может воспользоваться мобильным приложением (App Store и Google Play) и получить всю информацию о легальности продукции по нанесенному коду.

Штрафы за отсутствие маркировки

За нарушение правил реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке, российским законодательством предусмотрена ответственность

  • Административная (ст. 15.12 КоАП):
    - для индивидуального предпринимателя — штраф от 5 000 до 10 000 рублей;
    - для юридического лица — штраф от 50 000 до 300 000 рублей.
  • Уголовная (ч. 1 ст. 171.1 УК):
    - Если стоимость изделий без маркировки более 1,5 миллионов рублей, виновному грозит лишение свободы до 3 лет и штраф 80 000 рублей.

Как передавать данные в Честный ЗНАК, если касса не подключена к ОФД?

Предпринимателям, которые используют кассы без передачи данных в ОФД, необходимо 1 раз в 3 дня вносить данные о кодах проданных пачек в личный кабинет Честного Знака.

Несколько шагов и Модулькасса ваша
Для малого и среднего бизнеса
Шаг 1 из 2
Выберите состав комплекта
Стандартная Модулькасса
11 900 ₽
Модулькасса с встроенным эквайрингом
24 900 ₽
Шаг 2 из 2
Оставьте, пожалуйста, свои контакты
Оставляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональной информации ООО «Аванпост»
Спасибо! Скоро наш оператор свяжется с вами для подтверждения заказа.

Как осуществлять розничный возврат?

Если вы раньше при продаже оформляли фискальный документ, а при возврате – чек возврата, то на маркированной продукции процесс оборота и реализации остается без изменений.

То есть, чтобы вернуть обратно ранее реализованную продукцию с помощью чека, который был передан в систему маркировки, вы оформляете возвратный чек, и эта продукция возвращается в оборот и на баланс соответственно.

Как оформить перемещение маркированных сигарет между своими торговыми точками?

В сравнении с ЕГАИС, тут всё намного проще: когда предприниматель закупает маркированные сигареты, все остатки в системе числятся за ним, а не за розничным магазином.

Организация может свободно перемещать остатки внутри своей торговой сети без привязки к КПП, Честный Знак не требует отчётов о перемещении.

Что делать, если проданные сигареты не отображаются в Честном Знаке?

Для начала проверьте, соответствуете ли вы требованиям.

  1. Программное обеспечение обновлено для возможности работы с новым кодом маркировки (тег 1162) – уточняйте у поставщика программы.
  2. Кассовое оборудование обновлено для возможности отправки нового кода (тег 1162) в ОФД.
  3. С ОФД заключен договор на передачу данных в ИС "Честный Знак".

Если информация о проданной продукции не приходит в ОФД, то с большой вероятностью проблема в первом или втором пункте.

Что нужно для работы с маркировкой табака

1. Зарегистрироваться в системе маркировки

2. Научиться принимать маркированные сигареты: подключиться к ЭДО и маркировке, приобрести оборудование для сканирования марок

3. Научиться продавать маркированные сигареты:

  • для опта: подключить ЭДО для отправки документов с кодами
  • для розницы: обновить прошивку онлайн-кассы, подключиться к ОФД, поставить 2D-сканер на место кассира

Честный ЗНАК: вход в личный кабинет

В системе Честный ЗНАК личный кабинет находится не на самом сайте честный знак рф, а на том же сайте, где происходит регистрация предприятия: https://ismotp.crptech.ru/login-kep. Вход в учётную запись можно выполнить только через использование усиленной квалифицированной подписи — УКЭП.chestniy-znak-lichniy-kabinet

Других вариантов входа в личный кабинет системы маркировки «Честный ЗНАК» нет. Если есть необходимость работы в личном кабинете нескольких пользователей, можно использовать несколько УКЭП-подписей для одной организации.

Подключиться к Честному Знаку

 

Источники