menu

15.01.2020

Маркировка продуктов питания

По 487 ФЗ, закону об обязательной маркировке, на все товарные группы должен быть нанесен идентификационный код. Обязательной маркировке подлежат двенадцать категорий товаров, список представлен в постановлении правительства №792-р, он постоянно пополняется.

Из продовольственных товаров обязательной маркировке пока подлежит только молоко и молочная продукция. С 15 июля 2019 года по 29 февраля 2020 года Центром развития перспективных технологий на базе системы «Честный знак» проводится добровольный эксперимент по маркировке готовой молочной продукции. Во время пилотного проекта участники могут вносить изменения в методические рекомендации по маркировке продукции. 

С января 2020 года начнется эксперимент по маркировке питьевой и минеральной воды. Решение о введении обязательной маркировки для конкретной категории товаров принимает правительство. По данным ЦРПТ, за молочной продукцией и минеральной водой наступит обязательная маркировка для детского питания, мяса, рыбы, бакалеи. Точные сроки еще не установлены. 

Что такое маркировка продуктов питания

Маркировка — нанесение на товар или его упаковку уникального защищенного двухмерного кода, в котором зашифрована информация о продукте: кто, где, когда произвел, состав, срок годности. По DataMatrix коду, который отображается в системе мониторинга «Честный знак», можно проследить движение продукции от производителя до потребителя. 

Цель маркировки — вывести с рынка контрафактную продукцию, защитить потребителей, повысить собираемость налогов. Каждый DataMatrix код уникален и присваивается отдельной единице товара. Подделать код маркировки не получится, потому что он состоит из кода идентификации товара — это код товара и код экземпляра, а еще из кода проверки. Коды маркировки не хранятся на серверах, а формируются по запросу производителя или импортера, поэтому похитить код идентификации из базы данных тоже не получится. 

Предприниматели, которые занимаются оборотом товаров животного происхождения, подключаются к системе «Меркурий», в которой передают и принимают электронные ветеринарные сертификаты. По сути электронная ветсертификация выполняет функцию по контролю качества продукции и участники рынка не понимают, зачем дополнительно вводить маркировку. В ЦРПТ разработали три схемы взаимодействия «Честного знака» и «Меркурия» без дублирования функций. Предприниматели всё также должны будут оформлять электронные ВСД на сырье в «Меркурии», а на этапе производства производитель будет маркировать готовый товар кодами, которые он получил в системе «Честный знак».

Как подготовиться к маркировке продуктов питания

Обязанность по маркировке касается всех участников торговой цепочки: производителей, импортеров, дистрибьюторов, продавцов. Поэтому предприниматели регистрируются в «Честном знаке» и «Меркурии», а еще переходят на электронный документооборот. Всё это нужно для передачи права собственности на товар и прослеживаемости пути продукта. 

Для работы с кодами маркировки понадобятся:

  • 2D-сканер для считывания кодов при приемке и продаже товара; 
  • онлайн-касса с обновленным программным обеспечением и поддержкой тега 1162; 
  • оператор фискальных данных, который передает информацию о продаже маркированного товара в ЦРПТ.

Процесс маркировки выглядит так: 

  • производитель или импортер запрашивает коды маркировки, печатает их на принтере и наносит на упаковку товара;
  • дистрибьютор с помощью 2D-сканера фиксирует поступление маркированной партии товара и по ЭДО получает от производителя электронный универсальный передаточный документ — счет-фактуру, акты, накладную;
  • розничный продавец принимает товар от дистрибьютора, сканирует DataMatrix коды и проверяет, совпадает ли то, что пришло фактически, с тем, что указано в электронном УПД;
  • когда кассир продает товар, то сканирует код маркировки с упаковки и код попадает на кассовый чек;
  • после этого онлайн-касса отправляет информацию о продаже оператору фискальных данных, а тот передает в ЦРПТ данные о том, что конкретный товар вышел из оборота. 

МодульКасса соответствует требованиям закона по работе с маркированными товарами. С МодульКассой вам не придется докупать отдельный 2D-сканер, потому что в нее встроен сканер штрих-кодов, который считывает коды маркировки DataMatrix. Мы подключаем клиентов к Яндекс.ОФД, который не берет доплату за передачу данных в единую систему маркировки. 

МодульКасса включена в Госреестр контрольно-кассовой техники, использование которой разрешено в России. Мобильная МодульКасса называется там MSPOS-K, а МодульКасса с эквайрингом — ПТК MSPOS-Е-Ф. 

Купить МодульКассу