Маркировка обуви

101

Постановлениями правительства 860 и 792-р установлена обязательная маркировка обуви. С 1 октября 2019 года для ввода обувных товаров в оборот на потребительскую упаковку, ярлык или сам товар должно быть нанесено средство идентификации — код DataMatrix. С помощью кода маркировки информация о движении товара передается в систему мониторинга, поэтому в оборот попадает только легальная продукция, а контрафакт выводится с рынка. 

Под обязательную маркировку попали обувные товары, которые соответствуют кодам ТН ВЭД ЕАЭС 6401-6405 и часть кодов ОКПД 2. За нарушение закона о маркировке: производство, перевозку, хранение и продажу немаркированной обувной продукции или оборот обуви с нарушенной маркировкой, предусмотрена административная ответственность. Штраф зависит от размера партии немаркированной продукции и статуса человека, который нарушил закон:

  • юридическое лицо — 50 000 – 300 000 рублей; 
  • должностное лицо — 5000 – 10 000 рублей;
  • физическое лицо — 2000 – 4000 рублей. 

При выявлении любого нарушения всю контрафактную продукцию конфискуют. Оборот маркированной продукции контролируют налоговая и Роспотребнадзор. Если из-за отсутствия маркировки был нанесен вред потребителю, размер штрафа увеличивается в три раза.

Маркировка обуви в «Честном знаке»

Центр развития перспективных технологий разработал систему прослеживаемости товаров «Честный знак». Регистрация в системе обязательна для производителей, импортеров, продавцов. Чтобы зарегистрироваться в «Честном знаке», предпринимателям нужно:

  • оформить на руководителя компании или ИП усиленную квалифицированную электронную подпись. Сертификат УКЭП выпускают аккредитованные удостоверяющие центры;
  • установить на компьютер программное обеспечение для работы с УКЭП — плагины КриптоПро или Рутокен;
  • создать личный кабинет в системе мониторинга;
  • проверить данные, которые автоматически заполнились на основании УКЭП и сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП; 
  • ввести контактные данные: e-mail, телефон;
  • заполнить профиль участника: указать товарные группы, с которыми работает предприниматель;
  • указать банковские реквизиты для заключения договора с оператором системы маркировки. 

Если все данные заполнены верно, на почту придет письмо с номером участника и ссылка для входа в личный кабинет ГИС МТ. В случае, когда от системы пришел отказ, в письме будет указана причина отказа и после ее устранения предприниматель может заново пройти процедуру регистрации. 

Как получить коды маркировки для обувной продукции

Для получения кода маркировки нужно описать товары по полной схеме, в которую входят двенадцать обязательных атрибутов. Заполнять данные нужно на сайте ГС1 РУС. После введения обязательных атрибутов будет создана карточка товара, которую можно публиковать в ГИС МТ. Если у товара нет GTIN — идентификационного серийного номера единицы товара, он будет автоматически сгенерирован при обработке карточки товара. GTIN номер товара, который уже идентифицирован производителем, можно добавить в описание. 

После описания товара, нужно заказать коды маркировки, напечатать их на принтере и нанести на коробку с обувью. Так в системе «Честный знак» появится информация о том, что товар выпущен в оборот. 

Обязанность по маркировке продукции касается не только производителей. Если производитель не промаркировал товар — это делает импортер. Обувные товары с территории ЕАЭС должны быть промаркированы до ввоза в Россию. Продавцы должны маркировать остатки и перемаркировывать товар в случае возврата.

Как маркировать остатки обуви

Остатки обувной продукции можно маркировать по полной или упрощенной схеме до 1 марта 2020 года. Упрощенная схема подходит предпринимателям, у которых не сохранилась вся информация о партии немаркированной обуви и которые не зарегистрированы в ГС1 РУС. 

Чтобы промаркировать остатки по упрощенной схеме, нужно заполнить описание товара в личном кабинете «Честного знака» по четырем атрибутам: 

  • ИНН предпринимателя, в собственности которого находится непромаркированный товар;
  • вид обуви — мужская, женская, детская;
  • первые два знака кода ТН ВЭД ЕАЭС;
  • способ ввода товара в оборот — произведен или ввезен в РФ.

После заполнения описания товара, нужно заказать коды маркировки и в графе «способ выпуска товара в оборот» указать «маркировка остатков». Коды для маркировки остатков ЦРПТ выдает бесплатно. 

Маркировка обуви: последние новости

С 1 марта 2020 года предпринимателям на ЕНВД и ПСН нельзя будет торговать обувью, потому что реализация некоторых товаров, которые подлежат обязательной маркировке, больше не будет признаваться розничной торговлей для целей ЕНВД. Это установлено в 325 ФЗ. Чтобы работать по закону, предпринимателям нужно сменить систему налогообложения на УСН или ОСНО. 

В письме № 03-11-11/87500 Минфин пояснил, что предприниматели могут совмещать ЕНВД и УСН, если они ведут несколько видов деятельности на одной общей площади. Если предприниматель в одной торговой точке продает и одежду, и обувь, для одежды он использует ЕНВД, а для обуви — УСН. Так можно делать только если одежда не меховая, потому что для изделий из натурального меха тоже нельзя использовать ЕНВД. 

Как продавать обувь в интернет-магазине

Интернет-магазины отличаются от розничных способом вывода маркированных товаров из оборота. После того, как клиент оформил заказ на сайте и товар был передан на доставку, он считается выбывшим из оборота. В оффлайн-точках товар выбывает из оборота после продажи через онлайн-кассу.

Если покупатель не принял или вернул заказ интернет-магазину, нужно оформить возврат товара в оборот под тем же кодом маркировки. 

Как подготовиться к маркировке обуви

Чтобы работать с маркировкой, участники товарной цепочки: производители, импортеры, транспортные компании и продавцы должны передавать права на товар по электронному документообороту. 

Оборот обувной продукции должен проходить через ЭДО с 1 марта 2020 года, но подключиться к системе нужно заранее. В личном кабинете ГИС МТ можно подключиться к бесплатному ЭДО Lite или выбрать оператора из реестра налоговой. С помощью электронного универсального передаточного документа принимающая сторона сверяет то, что пришло фактически, с тем, что указано в электронном документообороте. 

Еще для работы с маркированными товарами понадобится специальное оборудование: 

  • принтер для печати кодов маркировки и перемаркировки;
  • 2D-сканер для считывания кодов при поступлении и продаже обуви;
  • онлайн-касса, которая поддерживает тег 1162 — код товара, который при продаже продукции попадает на кассовый чек;
  • оператор фискальных данных, который получает чек с кодом товара и передает в систему маркировки информацию о том, что товар вышел из оборота. 

МодульКасса соответствует требованиям закона по работе с маркированными товарами. С МодульКассой вам не придется докупать отдельный 2D-сканер, потому что в нее встроен сканер штрих-кодов, который считывает коды маркировки DataMatrix. Мы подключаем клиентов к Яндекс.ОФД, который не берет доплату за передачу данных в единую систему маркировки. 

МодульКассой можно пользоваться в России, и она включена в Госреестр контрольно-кассовой техники. Мобильная МодульКасса называется там MSPOS-K, а МодульКасса с эквайрингом — ПТК MSPOS-Е-Ф. 

Купить МодульКассу