По 487 ФЗ, закону об обязательной маркировке, на товары должен быть нанесен уникальный идентификационный знак — код маркировки. В 2020 году должны быть промаркированы: табачная продукция, обувь, лекарства, духи и туалетная вода, фотоаппараты. Со временем маркировка станет обязательной для всех товарных групп.
Для работы с DataMatrix кодами, нужно приобрести оборудование для маркировки:
- принтер для печати этикеток;
- 2D-сканер для считывания кодов;
- онлайн-касса с обновленным программным обеспечением и поддержкой тега 1162.
Обязанность по маркировке касается производителей, импортеров и продавцов. Импортеры маркируют товар, если этого не сделал производитель. Продавцы должны маркировать остатки продукции и перемаркировывать товар в случае возврата. Сканер нужен для приемки и продажи продукции. А через кассовый аппарат маркированный товар выходит из оборота. Поэтому принтер и 2D-сканер нужным всем участникам товарной цепочки, а онлайн-касса только розничным продавцам.
Пистолет для маркировки продуктов
Аппарат для маркировки продуктов называется этикет-пистолет. Сотрудник магазина устанавливает в аппарат клейкую ленту, подключает пистолет к товарной базе и наносит им этикетки на товары.
В основном коды наносят производители, но есть несколько случаев, когда код наносят в магазине, например, когда маркируют остатки. Таких кодов может быть много, но это делается один раз для каждого вида товара, на который вводится маркировка. В дальнейшем коды наклеивать надо изредка, например, если оригинальный код потеряли и надо перевыпустить. Государство не регламентирует, каким образом должен быть нанесен код, он может быть просто распечатан на офисном принтере или на стандартном принтере этикеток. Главное, чтобы код считывался сканером на кассе.
Как работать с маркировкой
Для работа с маркированным товаром по закону, недостаточно закупить и установить оборудование. Чтобы получать коды маркировки и передавать информацию о движении товара, нужно зарегистрироваться в системе прослеживаемости товаров «Честный знак» по усиленной квалифицированной подписи, которая оформлена на директора компании или ИП. Для работы с УКЭП нужно установить на компьютер программное обеспечение КриптоПро или Рутокен.