«Честный знак» — государственная цифровая система маркировки товаров, с помощью которой можно проследить путь товара от производителя до покупателя. Это помогает покупателям и государству убедиться, что на полках нет поддельного товара или контрабанды.
С 1 ноября 2020 года запрещается производить и импортировать немаркированные шины, а также продавать их участниками оборота, которые работают напрямую с производителями и импортерами.
До 1 марта 2021 года участники оборота маркируют товарные остатки, которые не продали до 1 ноября 2020 года.
С 1 марта 2021 года участники оборота обязаны передать сведения о покупке, продаже и ином обороте шин в систему маркировки «Честный знак».
Как работает маркировка шин легковых автомобилей
Цифровая маркировка — это нанесение кода DataMatrix на товар. Для этого производитель использует специальное устройство. Маркировку используют все, кто работает с шинами: производители, импортеры, грузоперевозчики, продавцы.
Цель маркировки — вывести с рынка контрафактную продукцию, защитить потребителей и пополнить бюджет налогами. Каждый DataMatrix код уникален и присваивается отдельной единице товара. Подделать код маркировки не получится, потому что он состоит из кода идентификации товара — это код товара и код экземпляра, а еще из кода проверки. Коды маркировки не хранятся на серверах, а формируются по запросу производителя или импортера, поэтому похитить код идентификации из базы данных тоже не получится.
Внедрение системы маркировки помогает всем: бизнесу, потребителям и государству. За счет выведения с рынка контрафактной продукции, повышается конкурентоспособность и выручка легального бизнеса. С помощью маркировки государство снижает расходы на контроль над товарным рынком. Покупатели шин не рискуют приобрести поддельную продукцию.
Обязанность по маркировке касается всех участников торговой цепочки: производителей, импортеров, дистрибьюторов, продавцов. Поэтому предприниматели регистрируются в «Честном знаке» и переходят на электронный документооборот. Все это нужно, чтобы можно было отследить путь автопокрышки от завода до покупателя.
Несколько шагов и Модулькасса ваша
Для малого и среднего бизнеса
Шаг 1 из 2
Выберите состав комплекта
Стандартная Модулькасса
11 900 ₽
Модулькасса с встроенным эквайрингом
24 900 ₽
Шаг 2 из 2
Оставьте, пожалуйста, свои контакты
Как это работает:
производитель наносит код маркировки на шины;
поставщик сканирует коды маркировки, когда покупает товар у производителя;
грузоперевозчик принимает товар и тоже сканирует коды;
магазин проверяет, совпадает ли код на шинах с тем, что указан в документах. Если да, то товары можно продавать;
когда покупатель оплачивает товар на кассе, кассир сканирует код.
За производство, продажу, хранение, транспортировку немаркированных шин придется платить штраф. Нелегальную продукцию конфискует налоговая. Если из-за отсутствия маркировки был нанесен вред потребителю, сумма штрафа становится в три раза больше. За оборот немаркированных шин в особо крупных размерах можно попасть в тюрьму.
Как работать с шинами в 2020 году
Чтобы работать по закону о маркировке, нужно зарегистрироваться в системе «Честный знак»:
зарегистрироваться на сайте Центра развития перспективных технологий;
перейти на электронный документооборот;
использовать 2D-сканер;
работать с онлайн-кассой, которая поддерживает тег 1162;
оплатить услуги оператора фискальных данных.
Подробный процесс регистрации выглядит так:
получить усиленную квалифицированную подпись, которая оформлена на директора компании или ИП. УКЭП выпускают аккредитованные удостоверяющие центры;
установить на компьютер программное обеспечение КриптоПро или Рутокен для работы с сертификатом УКЭП;
проверить данные, которые автоматически заполнились по УКЭП;
выбрать из выпадающего списка сведения о лицензии;
ввести e-mail адрес ответственного лица. В ЦРПТ не стоит указывать корпоративный адрес компании, потому что на него поступает много писем и важная информация может затеряться;
подписать заявление на подключение к системе с помощью электронной подписи.
Путь маркированного товара фиксируют на каждом этапе, с помощью кода можно узнать, где сейчас находится товар — на складе у производителя, у грузоперевозчика, в магазине или у потребителя. Информация о перемещении товара попадает в ЦРПТ через электронный документооборот.
Таблицы расшифровки маркировки на шинах
В кодах DataMatrix зашифровано:
кто изготовил материал;
торговая марка;
модель;
какого типоразмера;
индекс скорости;
для какого сезона;
в каких условиях допускается эксплуатировать;
уровень защиты;
индекс, отражающий максимальную нагрузку.
Вот пример реальной маркировки: Tubeless, R, 175/80 R16 101 T:
Tubeless означает, что это бескамерная разновидность;
R говорит о ее радиальности;
E16 – изготовлено в Норвегии, также это габариты диска;
175 – ширина;
80 – высота;
101 – индекс максимальной нагрузки в 824 килограмма;
T – 190 километров в час – максимум, который доступен автомобилю с такими шинами.
Какое оборудование нужно для работы с маркированными товарами
МодульКасса подходит для работы по новому закону о маркировке. Вам не придется докупать отдельный 2D-сканер, потому что в МодульКассу встроен сканер штрих-кодов, который считывает коды маркировки DataMatrix. Кассовый аппарат передает данные в ОФД Яндекс, который поддерживает работу с маркированными товарами, в том числе шинами, и не берет дополнительную плату за передачу данных в «Честный знак».
Купить МодульКассу можно на официальном сайте, стоимость — 11 900 рублей. Дополнительно к кассе нужно купить фискальный накопитель на 13 или 36 месяцев.
Чтобы сэкономить время, можно заказать услугу «Касса под ключ»:
электронная цифровая подпись;
регистрация кассы в налоговой;
подключение кассы к оператору фискальных данных;
создание торговых точек в личном кабинете МодульКассы.
Останется только включить кассовый аппарат — и можно продавать шины по 54 ФЗ.
Кассу, фискальный накопитель и услугу «Касса под ключ» можно купить в рассрочку на год — без процентов, взноса, и штрафов за досрочное погашение.