Магазины, салоны и прочие компании теперь могут принимать оплату по QR-коду. Сколько это стоит, как работает, какому бизнесу подойдёт, а какому – нет, расскажем в статье.
Какие бывают QR-коды
QR-код – это двухмерный штрих-код. В нём зашифрована информация для быстрого распознавания с помощью камеры (сканера) на считывающем устройстве.
Есть несколько видов таких кодов. Первый – статический. Он содержит только информацию о счёте продавца. Сумму покупатель вводит вручную. Такой код торговая точка может распечатать и наклеить около кассы. Если это интернет-магазин, QR-код можно разместить на сайте. С таким кодом касса не участвует в операции. Предприятие лишь получает подтверждение о приёме платежа.
Второй вид – динамический QR-код. В таком коде уже содержится сумма покупки. Работник торговой точки показывает его пользователю, а тот считывает с помощью банковского приложения.
Есть также пользовательский QR-код. Магазин считывает его у покупателя, после чего последний разрешает покупку на необходимую сумму в приложении. Но пока оплата по такому коду в России не практикуется.
Эксперты говорят, что через какое-то время возможен переход QR в NFC. Оплата будет проходить через QR-токен, как в Apple Pay.
Плюсы для бизнеса
- Комиссия ниже, чем стандартный эквайринг
Услуги СБП составляют 0,2—0,7% от суммы платежа. Для сравнения: банки берут от 1,6 до 2,8%. Поскольку безналично совершается большая часть платежей, экономия выходит существенная.
- Мгновенное зачисление на счет — 15 секунд
Банки обычно переводят деньги только на следующий день, а бывает, и через несколько дней.
В банках пинпад стоит 20 000 рублей. Его также можно взять в аренду, но это тоже деньги. Платить приходится и за регулярное обслуживание аппарата.
Как работает оплата по QR-коду?
Продавцы могут использовать два вида кода: многоразовый «Статический QR-код» или одноразовый «Динамический QR-код».

В многоразовом коде обычно зашифрованы только реквизиты продавца, а сумму покупки вы должны будете ввести в своем банковском приложении перед оплатой. Торговые точки могут заранее распечатывать и размещать наклейку с многоразовым кодом около кассы или показывать покупателю на экране платежного терминала.
Одноразовый код присваивается конкретной покупке и включает в себя и реквизиты продавца, и сумму. Кассир выводит код на экран кассового терминала или распечатывает на чеке. Вам остается только считать его камерой своего мобильного телефона. Это проще и быстрее, чем вбивать сумму вручную, поэтому крупные магазины обычно выбирают одноразовые коды. Онлайн-магазинам тоже, как правило, удобнее использовать динамический код — для каждой покупки свой.

В обоих случаях для оплаты необходимо выполнить несколько простых действий:
- Откройте на смартфоне приложение своего банка.
- Найдите в нем кнопку «Оплата по QR-коду» (название может отличаться в разных мобильных банках). Если банк проводит QR-платежи через СБП, в приложении будет логотип этой системы. Откроется видоискатель камеры.
- Наведите камеру на QR-код. На экране телефона появится название магазина или имя частного продавца и сумма к оплате. Либо сумму надо будет вбить самостоятельно. Проверьте, правильно ли указаны все данные.
- Нажмите «Оплатить» или «Подтвердить» (банки могут использовать разные названия кнопок). Деньги спишутся с вашего счета, продавец получит уведомление об оплате, а вы — свои покупки.
Если вы ошиблись и ввели неверную сумму, продавец должен сразу же вернуть вам деньги. Через СБП они поступают вам на счет мгновенно. В случае с платежами через другие системы уточните у продавца, сколько времени займет обратный перевод.
Как подключить оплату QR-кодами для бизнеса
Если вам будет достаточно статического QR-кода, то процедура несложная:
- выбрать банк, поддерживающий СБП;
- открыть расчетный счёт;
- скачать приложение;
- распечатать QR-код и повесить его на видном месте (у физической кассы или на сайте на странице оплат).
С динамическими QR-кодами чуточку сложнее: если хотите максимально ускорить процесс генерации — понадобится интеграция банковского сервиса по API с вашим кассовым ПО (или покупка собственного кассового ПО с уже встроенной опцией генерации, как у Сбербанка). Для сайтов — интеграция банковского сервиса с онлайн-кассой по API.
Бизнес уже распробовал схему: в сентябре 2020 число таких операций в СБП выросло на 61% по сравнению с августом. Это 213 тысяч переводов в пользу юридических лиц.
Другая статистика говорит, что по данным на октябрь 2020 «Тинькофф банк» подключил к СБП больше всего компаний (67,4% от общего числа). И это несмотря на то, что в его приложении покупателям надо сделать на шаг больше, чтобы приступить к оплате QR-кодом. Возможно, такой всплеск интереса со стороны предпринимателей связан с тем, что в банке упростили процедуру подключения для клиентов-юрлиц.
И всё больше крупных сетей уже внедрили QR-коды в процесс оплаты на своих сайтах: это и упомянутый Wildberries, и «Детский мир«, и «Ситилинк».
На сайте «Детского мира» QR-кодом могут оплачивать покупки клиенты не всех банков-членов СБП. Поэтому будьте внимательны при выборе банка под такие расчёты — если большинство ваших клиентов всегда платили с карт Сбера, то придётся идти у него на поводу с его «Плати QR».
Главное преимущество QR-кодов для офлайн-бизнеса — это проще и дешевле, чем эквайринг:
- не нужно никакое дополнительное оборудование — будет достаточно приложения на смартфоне;
- моментальное зачисление и возврат платежей (при эквайринге вывод средств может занимать дни, а здесь — секунды);
- комиссия за операции ниже.
Для бизнеса в онлайне платежи с помощью QR-кодов — скорее, шаг навстречу удобству клиента. Хотя, если каждый второй посетитель будет выбирать такой вариант оплаты вместо банковской карты, владельцам интернет-магазинов тоже удастся сэкономить на затратах на эквайринг.
Купить онлайн-кассу