Один из наиболее востребованных молочных продуктов в современных магазинах – это сыр. Сортов его существует великое множество, от мягких, созревающих в течение пары недель, до твердых видов, выдерживающих месячные хранения. Такое разнообразие позволяет каждому покупателю найти предложение, отвечающее его финансовым возможностям и вкусовым предпочтениями.
Помимо вкусовых качеств, товар отличается и высокой питательной ценностью, сытностью, содержанием молочнокислых организмов, благотворно влияющих на работу пищеварительной системы, кальция, укрепляющего кости. Конечно, все указанное применимо только к качественному товару, производитель которого строго следованиям требованиям ГОСТ. Примечательно, что таким требованиям должны соответствовать не только технологические процессы, но и маркировка сыра, которая содержит определенные сведения.
Что такое маркировка сыра
Целью маркировки является нанесение на этикетки или потребительскую тару обязательного перечня сведений для потребителей. Эта информация должна давать объективное представление о свойствах продукта, его срока годности, пищевой ценности. Отсутствие таких сведения будет являться нарушением правил маркировки и прав потребителя. Это повлечет наказание в виде штрафа, конфискации немаркированных пачек из продажи.
Процесс маркировки предусматривается следующие стадии и условия:
- для изготовления сыра предприниматель может использовать действующий ГОСТ или разработать и зарегистрировать собственные технические условия;
- для выпуска продукции в оборот на территории ЕАЭС нужно пройти декларирование по техрегламентам ТС 033/2013 (на молочную продукцию);
- в ходе сертификации будут подтверждены заявленные характеристики продукта, их соответствие нормативными показателям;
- эксперты проверят этикетку или ее образец по ТР ЕАЭС 022/2011 и действующим стандартам, чтобы сведения на ней совпадали с реальными характеристиками продукта;
- по итогам проверок будет выдана декларация о соответствии ТР ЕАЭС, после чего предприниматель сможет поставлять или продавать товар с соответствующей этикеткой.
Пройдя указанные процедуры, можно использовать единую этикетку на весь ассортимент сертифицированной продукции. Дополнительно допускается нанесение любым читаемым способом сведений о дате изготовления и упаковывания, иные изменяемые данные. Если в процессе производства будет изменена рецептура или состав продукта, изготовителю нужно внести корректировки в техусловия и зарегистрировать их, после чего указывать на пачках сыра только объективную и правдивую информацию.
Это только основной блок правил, которые обязаны соблюдать производители, поставщики и продавцы сыра и иной молочной продукции. Подробную информацию о порядке декларирования и маркировки вы всегда сможете получить в центре «Оптиматест». Звоните, наши консультации бесплатны!
Что должно быть на упаковке сыра по ТР ТС и ГОСТ
Этикетка продуктов или ее проект передается вместе с комплектом документов на декларирование. При подготовке информации применяются нормы техрегламентов ТС 022/2011 и 033/2013, а также стандартов ГОСТ Р 52972-2008 и 52686-2006. Прежде всего, после прохождения декларирования необходимо нанести на тару продукта знак обращения на рынке -«ЕАС». Если дополнительно была проведена добровольная сертификация, можно использовать и иные знаки соответствия (например, знак «Добровольная сертификация – РСТ»).
В обязательном порядке на упаковку сыров размещается следующая информация:
- наименование изготовителя, место фактического производства (при наличии у производителя нескольких заводов, нужно указать конкретный филиал);
- название продукта, в котором обязательно должно присутствовать слово «сыр», фантазийное наименование, вид животных, от которых получено молоко для изготовления;
- количество продукта в упаковке, масса;
- точный состав сырных изделий, в том числе с указанием основной заквасочной микрофлоры и природы происхождения ферментов;
- пищевая ценность, калорийность в пересчете на массу товара в упаковке;
- дата изготовления и фасовки в потребительскую тару;
- срок годности и хранения, в том числе при нераспакованной и вскрытой упаковке;
- условия хранения продукта (температурный режим и т.д.), способ употребления в пищу (если это необходимо);
- данные о наличии ГМО (при наличии). Отсутствие ГМО может подтверждаться отдельным протоколом испытаний на отсутствие ГМО.
ГОСТ на маркировку сыра в головках предусматривает специальные правила. На каждой головке размещают производственный номер варки и дату изготовления. Для этого используются маркираторы, либо изготовитель впрессовывает в поверхность головки пластмассовые или казеиновые цифры. Также разрешено использовать металлические цифры, если состав металла безопасен для контакта с пищевой продукцией.
Для транспортировки сыров предусматриваются правила маркировки тары. Нужно обязательно указать нормативные показатели по хранению в процессе перевозки, температурному режиму, мерам защиты от солнечных лучей, иную информацию.