Облачная касса для такси

Облачная касса для такси
20.02.2021
2056

Обязанности по применению контрольно-кассовой техники распространяются на все большее количество сфер бизнеса. В числе самых потенциально активных пользователей ККТ — службы такси и частные перевозчики. Рассмотрим, в каких случаях обязаны применять онлайн-кассы для такси при расчете с пассажирами, и то, какими схемами применения ККТ они могут воспользоваться с выгодой.

Обязаны ли такси применять онлайн-кассы?

Обязанность по применению онлайн-кассы в такси зависит от того, в каком организационно-правовом статусе функционирует таксомоторная служба. Варианты здесь следующие:

кто обязан использовать онлайн-кассы для такси

  1. Услуги такси оказываются таксопарком, зарегистрированным как ИП или ООО и имеющим наемных работников по ТК РФ.

Таксопарк — как и любой хозяйствующий субъект, принимающий оплату за услуги от физлиц (в данном случае — пассажиров), обязан применять онлайн-кассу в силу общих требований по Закону № 54-ФЗ. Соответствующая обязанность конкретно для таксопарков — вне зависимости от их масштабов и официальных видов деятельности, действует с 1 июля 2019 года.

  1. Услуги оказываются таксопарком — ИП или ООО, подключенным к тому или иному агрегатору — например, Яндекс.Такси, и при этом заключающим трудовые либо гражданско-правовые договоры с водителями — обычными физлицами или ИП (как вариант, плательщиками НПД — «самозанятыми»).

Здесь то же самое: конечным субъектом, оказывающим услуги потребителю, считается таксопарк — и потому тот факт, что он применяет агрегатор, не снимает с него обязанностей по применению ККТ.

  1. Услуги оказываются самим водителем как ИП или в статусе обычного физлица (все более популярна регистрация таксистов в качестве самозанятых — плательщиков НПД, в регионах, где соответствующий налоговый режим уже действует).

Здесь в части использования онлайн-кассы у таксиста есть льготы. Если он «чистый» ИП без наемных работников, то в соответствии с Законом от 06.06.2019 № 129-ФЗ он вправе не использовать контрольно-кассовую технику до 01.07.2021 года. Услуги такси здесь — не исключение. Если таксист — плательщик НПД, не зарегистрированный как ИП, то вправе вообще бессрочно не использовать онлайн-кассу (поскольку Законом № 54-ФЗ обязанность по применению ККТ обычными физлицами — которые не являются ИП, не предусмотрена).

Отметим, что если таксист заключил трудовой или гражданско-правовой договор с таксопарком, то с него, понятное дело, снимается обязанность по внедрению (содержанию) ККМ — но сохраняется обязанность по выдаче чеков с кассы, принадлежащей его работодателю. Здесь таксист будет «кассиром».

Если таксист (как ИП без сотрудников) сам оказывает услуги напрямую или пользуясь услугами агрегатора — с которым он заключает договор (по всем признакам соответствующий агентскому, а не трудовому), то уже может пользоваться своим правом на отсрочку — не применять ККМ до июля 2021 года. Но другой вопрос — стоит ли ему реализовывать такое право на практике? Многие пассажиры уже привыкли получать чеки после поездки. И их невыдача перевозчиком — пусть и на полностью законных основаниях, может привести к недопониманию со стороны потребителя услуг.

Видео — нужна ли онлайн-касса в такси, если водитель работает самостоятельно как ИП:

Конечно, если таксист — как таковой «самозанятый», то кассовый чек он не сможет выдать чисто по юридическим причинам: ККМ на обычных физлиц не оформляется (при этом «самозанятый» может послать пассажиру электронный чек, который оформляется в мобильном приложении «Мой налог»).   Но если он ИП — то, возможно, ему имеет смысл задуматься об использовании кассового аппарата — некоторым пассажирам требуется документ для подтверждения расходов за поездку в такси.

Таким образом, практическая потребность в применении ККТ с точки зрения закона сейчас есть у таксопарков, имеющих наемных работников. Неважно, работают ли такие таксопарки автономно, или пользуются услугами агрегаторов с точки зрения наличия законных обязательств по использованию онлайн-кассы. Но с точки зрения настроений рынка лучше, если ККМ будет и у обычного таксиста ИП, которому закон разрешает обходиться и без нее (но при этом и не запрещает — как в случае с «самозанятостью»).

Механизмы практического внедрения инфраструктуры онлайн-касс для такси могут быть разными. Рассмотрим, какие в принципе есть варианты оснащения ККМ у таксомоторной службы: условимся, что у нее есть достаточно большое количество автомобилей.

Очень условно можно подразделить такие варианты на две основные категории:

  • вариант, при котором реализуется принцип «одна машина — одна касса»;
  • вариант «много машин — одна касса».

варианты использования онлайн-кассы для такси

У каждого из них есть как преимущества, так и недостатки. Различные сценарии могут заметно различаться по цене (как в части единовременных расходов на внедрение кассовой инфраструктуры, так и в части периодических расходов на поддержание функционирования данной инфраструктуры).

Оставить заявку на обратный звонок
Оставляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональной информации ООО «Аванпост»
Спасибо! Скоро наш оператор свяжется с вами для подтверждения заказа.

Варианты и ответственность

Наиболее очевидный вариант решения проблемы онлайн-кассы в такси – установка ККМ с фискальным накопителем в каждой машине. Такие мобильные устройства подключаются к смартфону, на который закачивается специальное водительское ПО. Водитель может в конце поездки распечатать чек с одновременной передачей данных на фискальный накопитель. В зависимости от модели выгрузка данных происходит либо раз в месяц, либо автоматически. Предусмотрена оплата картой, наличными.

Такой аппарат не обязателен к применению в настоящее время. Чек водитель может не печатать, а ограничиться демонстрацией пассажиру QR-кода. Чек также может быть выслан на электронную почту.

Фирма-перевозчик, на которую работают водители, может установить ККМ в офисе, а в каждом автомобиле устанавливается принтер для печати чеков.

Последовательность работы будет такой:

  • с помощью водительского ПО передается информация о поездке в общую систему данных такси;
  • система передает данные в онлайн-кассу;
  • ККМ пробивает чек, одновременно передает данные ОФД;
  • ОФД после обработки передает информацию обратно в систему данных такси;
  • система передает их водителю;
  • в водительском приложении отображается готовый чек для печати и с кодом QR.

ККМ в офисе требуют постоянного контроля со стороны служащих фирмы-перевозчика.
Вместо физического присутствия ККМ в офисе и необходимости их контроля можно воспользоваться облачной кассой. Здесь роль ККМ будет выполнять ПО в сервисе-облаке, подключаемое к регистратору фискальных данных. Аренда такой кассы в сервисе, как правило, избавляет и от необходимости заключения отдельного договора с ОФД, поскольку сервис предоставляет такую услугу автоматически.

В крупных городах значительная часть перевозок в такси ведется через агрегаторов – Убер, Яндекс и пр. Сами они являются лишь посредниками, оказывающими информационные услуги. Более того, они заключают договоры с партнерами, которые также являются посредниками между агрегатором и частным извозчиком, а не таксопарками – перевозчиками (т.н. фирмы-«подключашки»). Кто в этой ситуации несет ответственность за передачу данных и выдачу чека клиенту?

Несмотря на то что некоторые агрегаторы выбивают электронный чек и направляют его клиенту в электронном виде, у них нет такой обязанности, поскольку те не являются перевозчиками. Ответственность, исходя из законодательных норм, лежит на водителе-частнике, и только имеющие статус ИП, лично работающие таксисты могут не заботиться о подключении своего автомобиля к онлайн-кассе.

Если таксист не выполняет требования ФЗ-54, работает без ККМ, ему может быть предъявлен штраф 10 тыс. руб., а организации, которую он представляет, – 30 тыс. руб. Это минимум. Статья 14.5-2 КоАП декларирует, что штраф за неприменение ККМ берется в процентах от суммы неучтенной сделки. Штрафы за не выданные клиентам чеки также значительны. Как на практике будут выполняться указанные нормы, сказать пока трудно.

Купить онлайн-кассу для такси