Обязанности по применению контрольно-кассовой техники распространяются на все большее количество сфер бизнеса. В числе самых потенциально активных пользователей ККТ — службы такси и частные перевозчики. Рассмотрим, в каких случаях обязаны применять онлайн-кассы для такси при расчете с пассажирами, и то, какими схемами применения ККТ они могут воспользоваться с выгодой.
Обязаны ли такси применять онлайн-кассы?
Обязанность по применению онлайн-кассы в такси зависит от того, в каком организационно-правовом статусе функционирует таксомоторная служба. Варианты здесь следующие:
- Услуги такси оказываются таксопарком, зарегистрированным как ИП или ООО и имеющим наемных работников по ТК РФ.
Таксопарк — как и любой хозяйствующий субъект, принимающий оплату за услуги от физлиц (в данном случае — пассажиров), обязан применять онлайн-кассу в силу общих требований по Закону № 54-ФЗ. Соответствующая обязанность конкретно для таксопарков — вне зависимости от их масштабов и официальных видов деятельности, действует с 1 июля 2019 года.
- Услуги оказываются таксопарком — ИП или ООО, подключенным к тому или иному агрегатору — например, Яндекс.Такси, и при этом заключающим трудовые либо гражданско-правовые договоры с водителями — обычными физлицами или ИП (как вариант, плательщиками НПД — «самозанятыми»).
Здесь то же самое: конечным субъектом, оказывающим услуги потребителю, считается таксопарк — и потому тот факт, что он применяет агрегатор, не снимает с него обязанностей по применению ККТ.
- Услуги оказываются самим водителем как ИП или в статусе обычного физлица (все более популярна регистрация таксистов в качестве самозанятых — плательщиков НПД, в регионах, где соответствующий налоговый режим уже действует).
Здесь в части использования онлайн-кассы у таксиста есть льготы. Если он «чистый» ИП без наемных работников, то в соответствии с Законом от 06.06.2019 № 129-ФЗ он вправе не использовать контрольно-кассовую технику до 01.07.2021 года. Услуги такси здесь — не исключение. Если таксист — плательщик НПД, не зарегистрированный как ИП, то вправе вообще бессрочно не использовать онлайн-кассу (поскольку Законом № 54-ФЗ обязанность по применению ККТ обычными физлицами — которые не являются ИП, не предусмотрена).
Отметим, что если таксист заключил трудовой или гражданско-правовой договор с таксопарком, то с него, понятное дело, снимается обязанность по внедрению (содержанию) ККМ — но сохраняется обязанность по выдаче чеков с кассы, принадлежащей его работодателю. Здесь таксист будет «кассиром».
Если таксист (как ИП без сотрудников) сам оказывает услуги напрямую или пользуясь услугами агрегатора — с которым он заключает договор (по всем признакам соответствующий агентскому, а не трудовому), то уже может пользоваться своим правом на отсрочку — не применять ККМ до июля 2021 года. Но другой вопрос — стоит ли ему реализовывать такое право на практике? Многие пассажиры уже привыкли получать чеки после поездки. И их невыдача перевозчиком — пусть и на полностью законных основаниях, может привести к недопониманию со стороны потребителя услуг.
Видео — нужна ли онлайн-касса в такси, если водитель работает самостоятельно как ИП:
Конечно, если таксист — как таковой «самозанятый», то кассовый чек он не сможет выдать чисто по юридическим причинам: ККМ на обычных физлиц не оформляется (при этом «самозанятый» может послать пассажиру электронный чек, который оформляется в мобильном приложении «Мой налог»). Но если он ИП — то, возможно, ему имеет смысл задуматься об использовании кассового аппарата — некоторым пассажирам требуется документ для подтверждения расходов за поездку в такси.
Таким образом, практическая потребность в применении ККТ с точки зрения закона сейчас есть у таксопарков, имеющих наемных работников. Неважно, работают ли такие таксопарки автономно, или пользуются услугами агрегаторов с точки зрения наличия законных обязательств по использованию онлайн-кассы. Но с точки зрения настроений рынка лучше, если ККМ будет и у обычного таксиста ИП, которому закон разрешает обходиться и без нее (но при этом и не запрещает — как в случае с «самозанятостью»).
Механизмы практического внедрения инфраструктуры онлайн-касс для такси могут быть разными. Рассмотрим, какие в принципе есть варианты оснащения ККМ у таксомоторной службы: условимся, что у нее есть достаточно большое количество автомобилей.
Очень условно можно подразделить такие варианты на две основные категории:
- вариант, при котором реализуется принцип «одна машина — одна касса»;
- вариант «много машин — одна касса».
У каждого из них есть как преимущества, так и недостатки. Различные сценарии могут заметно различаться по цене (как в части единовременных расходов на внедрение кассовой инфраструктуры, так и в части периодических расходов на поддержание функционирования данной инфраструктуры).