В последние годы все большую популярность приобретает концепция самообслуживания на кассе. Этот тип технологии позволяет покупателям самостоятельно управлять процессом оформления заказа. Вместо того чтобы общаться с кассиром, покупатель сканирует товар, оплачивает его картой или наличными и получает бумажный или цифровой чек. Отход от традиционных процессов оформления заказа представляет собой новую тенденцию, о которой должны знать владельцы магазинов и ресторанов.
Онлайн-касса самообслуживания
Внедрение КТО
В последние годы на Западе все чаще встречаются кассы самообслуживания. Теперь их можно встретить в продуктовых и других розничных магазинах, а также на предприятиях общественного питания и сферы услуг. Особенно популярны такие устройства в супермаркетах, поскольку они позволяют сократить очереди покупателей и при этом не терять выручку.
В России внедрение касс самообслуживания началось примерно три десятилетия назад, и сейчас нередко в пиковые дни до 70% покупателей предпочитают именно этот способ. Во время пандемии этот спрос увеличился на 25%. Удивительно, но пожилые люди не отстают от прогресса и очень ценят возможность не торопиться при проверке чека.
Ритейлеры утверждают, что электронные кассовые аппараты самообслуживания могут быть полезны для их бизнеса, поскольку позволяют увеличить количество покупателей и скорость обслуживания. Согласно международным стандартам, нет причин, по которым российские предприниматели не должны рассматривать возможность внедрения КСО. Однако некоторые владельцы магазинов «у дома» не решаются внедрять такую систему из-за ее дороговизны и кажущейся роскоши для торговых точек такого формата.
Однако не все предприниматели охотно внедряют кассы самообслуживания. На это есть несколько основных причин:
- Владельцы предприятий могут опасаться, что наличие такого оборудования приведет к кражам.Однако, как показывают исследования, 80–90% краж совершается сотрудниками, а не клиентами. Если клиент что-то крадет, то это обычно происходит на виду у всех, например, он кладет шоколадку в карман. В данном случае технология не играет никакой роли в инциденте. Автоматизированные кассовые аппараты самообслуживания не приводят к увеличению количества краж; дополнительные потери от их использования отсутствуют.
- Может показаться, что чем меньше сотрудников, тем меньше внимания получат клиенты.Большинство покупателей приходят в магазины, чтобы приобрести товары, а не общаться с персоналом после долгого рабочего дня. Кроме того, кассиры могут быть слишком заняты работой с многочисленными покупателями, чтобы долго разговаривать с ними. Поэтому при большом количестве покупателей более экономичным и эффективным может оказаться приобретение автоматизированных устройств вместо найма дополнительных сотрудников. Касса самообслуживания позволяет сэкономить время и деньги на оплату труда дополнительного персонала.
- Есть риск, что покупатели не смогут пользоваться кассами.Если клиентская база состоит в основном из пожилых людей, то достаточно одной кассы самообслуживания. Для более разновозрастных покупателей потребуется несколько касс. В любом случае, скорее всего, покупатели примут новую технологию, поскольку молодые люди с большей вероятностью будут рады ей и, возможно, станут частью клиентской базы магазина.
- Обслуживание касс кажется трудным.Кассы самообслуживания, безусловно, найдут свое применение и преимущества. В этом секторе доминируют такие компании, как NCR и Diebold nixdorf, но из-за международных санкций могут возникнуть трудности с приобретением комплектующих или обновлением программного обеспечения. К счастью, российские производители могут предложить альтернативу, которую можно заказывать и обслуживать в стране, не подвергаясь влиянию санкций и валютных курсов.
Также некоторые предприниматели считают, что кассы самообслуживания подходят скорее супермаркетам с большим потоком клиентов, а для маленьких магазинов КСО — это деньги на ветер. Такое опасение решается установкой недорогой кассы.
Принцип действия (задачи, решаемые с помощью КСО)
КСО функционирует так же, как и любая другая торговая платформа, основными компонентами которой являются:
- сенсорный монитор для управления устройством и отображения данных о товарах;
- двухмерный сканер штрих-кодов для считывания кодов товаров;
- электронные весы с платформой для взвешивания покупок;
- банковский терминал для приема карт (безналичный расчет);
- онлайн-касса (фискальный регистратор) с принтером чеков для проведения платежей и отправки данных в ОФД;
- блок питания;
- система оповещения (звуковой индикатор).
Некоторые модели также оснащаются устройствами, способными принимать и выдавать деньги в виде купюр или монет, что позволяет покупателям расплачиваться обоими способами и получать сдачу.
Схема устройства кассы самообслуживания. Это лишь один из вариантов — кассы могут комплектоваться иначе. Например, монетоприемник есть далеко не на всех устройствах
Принцип действия кассы самообслуживания похож на работу привычной онлайн-кассы для бизнеса. Существенная разница лишь в том, что КСО работает без кассира.
- Покупатель передает штрих-коды товаров на сканер CSR.
- Затем он кладет покупки на весовую платформу для определения их общего веса, которая проверяет правильность ввода данных в систему. В случае несоответствия срабатывает сигнал — и на экране появляется сообщение об ошибке, требующее повторного сканирования и взвешивания.
- На экран выводится общая стоимость приобретенного товара. Покупателю предлагается взять пакет или несколько, а затем выбрать способ оплаты.
- В качестве формы оплаты принимается банковская карта или реже наличные. Некоторые кассы могут также обрабатывать купоны или карты постоянного покупателя.
В зоне работы кассы самообслуживания могут находиться сотрудники магазина, которые следят за процессом и при необходимости оказывают помощь.
Виды касс самообслуживания
При выборе кассового аппарата самообслуживания можно остановиться как на готовых решениях, предлагаемых производителями, так и на устройствах, собираемых по индивидуальному заказу.
Для принятия обоснованного решения о выборе модели оборудования владельцу магазина важно учитывать контингент покупателей. При этом следует учитывать такие факторы, как время пиковых продаж, когда требуется большее количество касс, чем обычно, предпочтительный способ оплаты (наличный или безналичный) и среднее количество товаров в одной покупке.
Есть два основных типа касс — настольные и напольные модели, каждая из которых имеет свои особенности и преимущества.
Напольная
Кассовый аппарат напольного типа представляет собой комплексное устройство, устанавливаемое как единый блок. Этот тип кассы не имеет оператора и, как правило, состоит из большого сенсорного экрана (обычно от 15 до 19 дюймов) и большого размера. Обычно он используется в крупных розничных магазинах, поскольку включает в себя такие функции, как видеонаблюдение и прием наличных.
В среднем стоимость системы такого типа может составлять от 300 до 700 тысяч рублей, что делает ее малодоступной для небольших магазинов.
Напольные кассы самообслуживания сравнительно громоздкие — для их установки требуется немалая площадь помещения.
Настольная
Настольный кассовый аппарат самообслуживания состоит из отдельных компонентов, не объединенных в единый корпус. Такая компоновка дает преимущество, позволяя настроить машину под конкретные нужды, и дает возможность собрать ее по принципу «сделай сам». Система состоит из сенсорного монитора, POS-терминала, сканера штрих-кода (встроенного или отдельного) и принтера чеков.
Она подходит для магазинов с ограниченной площадью, а средняя стоимость составляет около 200 тыс. руб.
Принцип работы настольной кассы не отличается от напольной, зато она стоит дешевле и занимает меньше места.
Возможные проблемы при использовании касс самообслуживания
Многие предприниматели по-прежнему отдают предпочтение традиционным онлайн-кассам. Такое решение может быть обусловлено целым рядом факторов. Среди них:
- возможные проблемы со сканированием товаров, например, при повреждении или выцветании штрих-кода;
- инструкции, которые могут быть не сразу понятны при беглом прочтении с экрана, в особенности, людьми почтенного возраста.
Решить эти проблемы можно, обеспечив правильную маркировку товаров и изучив инструкции для более эффективного использования ККТ.
Есть и другие сложности. Например, размеры платформ для взвешивания и упаковки товаров не подходят для некоторых торговых точек, поэтому важно выбрать подходящую модель в зависимости от их потребностей. Для крупных магазинов с большим количеством товаров и частыми покупателями следует устанавливать более вместительные КСО с широкими платформами для взвешивания товаров.
Кроме того, нехватка возможности оплаты наличными может стать проблемой для покупателей. Чтобы удовлетворить все потребности покупателей, торговым предприятиям следует приобрести кассу самообслуживания, принимающую как наличные, так и безналичные платежи.
Все эти вопросы можно решить, подключив необходимую периферию, выбрав оптимальную систему и правильно ее настроив. А в зоне самообслуживания должен находиться квалифицированный персонал, который в случае необходимости поможет покупателям.
Преимущества и недостатки КСО
Предприятия розничной торговли, желающие извлечь выгоду из самообслуживания покупателей, устанавливают в своих магазинах КСО. Преимущества кассовых аппаратов самообслуживания для владельцев торговых точек заключаются в следующем:
- Снижение затрат на оплату труда. Одна касса самообслуживания может заменить одного кассира, поэтому вам не придется платить зарплату как минимум двум сотрудникам. Кроме того, затраты на КСО быстро окупятся.
- Устранение человеческого фактора. Даже самый внимательный кассир склонен к ошибкам, а с помощью автоматизированных процессов, обеспечиваемых КСО, их можно исключить.
- Сокращение площади магазина. Устройства для самоконтроля покупателей занимают меньше места, чем традиционные кассовые аппараты.
- Увеличение пропускной способности торговых точек. Гибкость, которую обеспечивают КСО, позволяет задействовать большее количество машин в периоды оживленной торговли и освободить персонал для выполнения других задач в периоды затишья.
К преимуществам использования касс самообслуживания можно отнести экономию времени по сравнению со стоянием в очереди в кассу. Кроме того, покупатели могут чувствовать себя более комфортно при оплате товаров, не находясь под наблюдением охраны магазина или кассиров, особенно в случае покупки деликатных товаров.
Недостатки КСО: требуется дополнительная работа по инкассации наличности. Необходимо выделить сотрудника для контроля и поддержания баланса в комбинированном кассовом аппарате. Не все клиенты могут принять новый подход к обслуживанию. КСО требует технического обслуживания и ремонта по мере необходимости, что может потребовать привлечения сторонних специалистов, если у вас нет соответствующего ноу-хау. Кроме того, ее необходимо адаптировать к ИТ-системе магазина, например, связать с 1С.
Если вы не планируете устанавливать кассу самообслуживания, можете приобрести онлайн-кассу для ИП и ООО. Она значительно дешевле, занимает мало места и не требует сложного обслуживания — а к системам товарного и складского учета подключается за несколько минут благодаря готовым интеграциям.