Онлайн заменит офлайн магазины: миф или реальность?

Онлайн заменит офлайн магазины: миф или реальность?
02.03.2021
22559

Последние несколько лет аналитики разных стран пророчат массовый переход ритейлеров в онлайн-торговлю. А как обстоят дела на российском рынке? Мы выяснили, смогут ли интернет-магазины полностью заменить привычный нам формат офлайн-продаж.

Онлайн-торговля захватит мир?

Готова ли офлайн-торговля уступить место электронной коммерции?

Что говорят цифры?

По данным исследования Nielson Connected Commerce, 90 % опрошенных российских потребителей за последние несколько лет как минимум один раз заказывали что-нибудь в интернет-магазине. Чаще всего в режиме онлайн покупали следующие категории товаров:

  • одежду – 52 %;
  • косметику – 35 %;
  • электронику – 32 %;
  • книги, диски, журналы и газеты – 32 %;
  • билеты на мероприятия – 32 %;
  • мобильные устройства – 31 %;
  • готовую еду из ресторанов – 30 %;
  • детские товары – 19 %;
  • товары для животных – 13 %;
  • чистящие средства для дома – 9 %.

Однако некоторые виды товаров потребители по-прежнему предпочитают покупать только в офлайн-магазинах. Например, продукты питания и алкоголь приобретали через интернет всего лишь 3–4 % опрошенных. Также исследование показало, что часть покупателей готовы заказывать товары в режиме онлайн, а забирать самостоятельно в пунктах самовывоза (9 % уже используют этот формат, 55 % готовы к нему перейти).

Офлайн-торговля тоже не стоит на месте. Прежде всего продолжает развиваться розничная торговая сеть. Новые магазины открываются не только в крупных мегаполисах, но и отдаленных районах страны. По данным отчета экспертов за 2017 год, в число самых крупных торговых сетей входят: «Магнит», X5 Retali Group («Карусель», «Перекресток», «Пятерочка»), Dixi Group («Д Дикси», «Виктория», «Мегамарт»), «Лента».

Офлайн- и онлайн-торговля продолжают сотрудничать друг с другом. Все больше компаний предлагают своим покупателям разные форматы совершения покупок. Например, известный онлайн-сервис KupiVIP с 2015-го стал развивать сеть офлайн-магазинов. Кроме того, есть и другие не менее значимые проекты, работающие оффлайн.

QR-коды Hema

В 2016 году e-commerce-гигант Alibaba открыл свой первый магазин Hema в Китае. Идея магазина в том, чтобы создать максимально бесшовный пользовательский опыт, объединив элементы онлайн-и офлайн-шопинга.

В магазине клиенты могут получить дополнительную информацию о товарах (включая точную дату изготовления и доставки продуктов), отсканировав QR-код на упаковке. Оплатить покупки можно через приложение Hema.

Еще одна фишка Hema — ресторан в магазине. Клиенты могут забронировать столик через приложение Hema и попросить приготовить продукты из магазина. Продукты на кухню и готовы блюда на стол доставляют роботы.

class="stk-theme_19025__separator_basic_divider stk-reset">

Скоростной магазин Nike

В 2018 году Nike открыла в Нью-Йорке флагманский магазин под названием Nike House of Innovation 000. Как следует из названия, это не обычный магазин, а стор с диджитал-элементами, призванными повысить удобство покупки.

Наряду со студиями кастомизации и пунктами мгновенного оформления заказов, особенностью шестиэтажного магазина является Speed Store. Это отдельная зона внутри магазина, в которой клиенты, оформившие заказ онлайн, могут примерить заказанные товары. У Speed Store отдельный вход, и в нем нет продавцов — клиенты могут сами найти шкафчик со своим именем, который можно разблокировать только с помощью их смартфона. Так что никаких лишних разговоров и очередей.

Скоростной магазин Nike
Источник: Nike class="stk-theme_19025__separator_basic_divider stk-reset">

Закажите кассу и начинайте продавать
С Модулькассой это будет быстрее и удобнее
Оставляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональной информации ООО «Аванпост»
Спасибо! Скоро наш оператор свяжется с вами для подтверждения заказа.

Автоматизированная оплата в Amazon Go

Amazon уже произвела революцию в сфере онлайн-покупок, но теперь бренд намерен зайти на территорию офлайна через свои магазинах Go. В них бренд использует комбинацию компьютерного зрения, deep learning и технологии sensor fusion для автоматизации процесса оплаты и оформления заказа. Это значит, что клиенты могут прийти в магазин, выбрать товары и уйти, не стоя в очереди на кассе — деньги за покупки автоматически спишутся через приложение Amazon Go.

Сейчас в США открыты 27 магазинов Amazon Go, и у компании есть планы открыть еще тысячи магазинов по всему миру.

В августе 2020 года Amazon представила концептуальный магазин Amazon Fresh, чтобы удовлетворить рекордно высокий покупательский спрос. В магазине, открывшемся в Вудленд Хиллз, штат Калифорния, есть Amazon Dash Cart lane — специальная кассовая зона, которая позволяет клиентам не стоять в очереди, если они вошли в магазин с помощью QR-кода в приложении Amazon.

Встроенные устройства Alexa, размещенные в магазине, помогают покупателям быстрее ориентироваться и проверять товары в специальном списке покупок Alexa Shopping List по ходу движения.

class="stk-theme_19025__separator_basic_divider stk-reset">

AR-зоны в Zara

В 2018 году Zara начала использовать AR на внешние витринах и в специальных AR-зонах своих магазинов.

Посетители магазинов Zara, оборудованных AR-зонами, с помощью телефона могли посмотреть, как выглядит одежда из последних коллекциях ритейлера не только на вешалках, но и на моделях.

Внешние витрины работали точно так же, за исключением того, что виртуальные модели использовали пустую витрину как подиум, а покупатели на улице были их зрителями.

AR-сенсоры разместили и на упаковке продукта, чтобы клиенты Zara в e-com тоже могли оценить технологичность бренда и захотели посетить офлайн-магазин, чтобы получить новый опыт там. Как и в обычных магазинах, онлайн-покупатели могли просканировать специальную область упаковки, чтобы воспроизвести миниатюрную версию подиума.

The CornerShop от Capgemini, The Drum и SharpEnd

Наконец, CornerShop — совершенно новый реальный магазин в Лондоне, созданный Capgemini, The Drum и SharpEnd для демонстрации возможностей передовых технологий в ритейле потребителям, брендам и другим магазинам.

Магазин разделен на четыре зоны: автоматизированный магазин (Automated Store), дополненный магазин (Augmented Store), целенаправленный магазин (Purposeful Store) и персонализированный магазин (Personalised Store), которые исследуют различные аспекты покупательского опыта. С течением времени магазин будет развиваться, поскольку он получает данные от покупателей в реальном времени.

Среди его многочисленных опций, например, виртуальная примерка, с помощью которой вы можете создать своего цифрового двойника, чтобы посмотреть, как сидит одежда, не заходя в примерочную.

У CornerShop даже есть собственная «вертикальная ферма», на которой клиенты могут выбирать и оплачивать свежие продукты, выращенные в магазине, а также бесконтактный бариста-бар, управляемый умными помощниками.

Оставить заявку на обратный звонок
Оставляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональной информации ООО «Аванпост»
Спасибо! Скоро наш оператор свяжется с вами для подтверждения заказа.

Купить онлайн-кассу