Как продавать обувь без маркировки: что делать с остатками

Как продавать обувь без маркировки: что делать с остатками
11.02.2021
9668

Уже с июля 2021 года огромное количество категорий товаров будет подлежать обязательному «чипированию». Выпуск на производственных площадях, логистические маневры, и что важнее, реализации продукции без соответствующих процедур, будут строго запрещены. Это сложная и новая для наших продавцов система, и значительная часть магазинов просто не готова к резкому переходу. Конкретнее, что такое маркировка обуви в России, может ли она быть перенесена и что делать с остатками немаркированной продукции в 2021 году, мы и разберем в этом обзоре.

Суть процедуры

Данная инициатива имеет одну конкретную цель — уменьшение объемов контрафактной продукции. Контрафакт негативно влияет на налоговые отчисления в бюджет РФ. А кроме того, создает нездоровую конкуренцию в области реализации изделий. Из-за чего производители качественных товаров просто не имеют возможности соперничать с дешевыми аналогами, которые не выдерживают никаких проверок, но легко могут позволять снижать цену.

Данная процедура заключается в создании единой сети информационного характера. С ее помощью предполагается доскональная фиксация всей информации по конкретному изделию. От момента производства до передачи товара на руки потребителю. Использовать нелегальную продукцию невозможно, так как она не найдет себе места в данном алгоритме.

Возникает множество вопросов о новой системе маркировки обуви: с чего начать процедуру, могут ли её отложить, каких участников задействовать, все о последнем обновлении. Разберемся со всеми аспектами детально.

Стоит знать, что для адаптации рынка первоначально был запущен эксперимент. Причем не только в этой сфере. Пробы коснулись и меховых изделий, табачных, частично фармацевтических препаратов, одежды. Проект по подготовке должным образом участников процесса в области обувной продукции начался еще в 2018 году. И сейчас уже подводятся итоги и внедряется в жизнь полноценная система.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 28.04.18 № 792-р, маркировать нужно товары, которые обозначены определенными кодами (см. табл.). Под маркировку подпадает практически вся обувь, включая лечебную ортопедическую и спортивную.

Какая обувь подлежит маркировке

Таблица

Коды обувной продукции, подлежащей маркировке

Коды по ТН ВЭД

6401; 6402; 6403; 6404; 6405

Коды по ОКВЭД 2

15.20.11; 15.20.12; 15.20.13; 15.20.14; 15.20.21; 15.20.29; 15.20.31; 15.20.32; 32.30.12

Какой обувью можно торговать без маркировки

Она перечислена в пункте 4 Правил маркировки обувных товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.19 № 860. В перечень входят изделия:

  • находящиеся на временном хранении;
  • помещенные под таможенную процедуру транзита через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • предназначенные для вывоза в страны ЕАЭС или за его пределы;
  • для испытаний или выставок, не предназначенные на продажу;
  • изъятые, арестованные, конфискованные или взысканные иным способом;
  • ввозимые в РФ физлицами для личного пользования;
  • предназначенные для официального использования дипломатическими, консульскими и другими подобными организациями;
  • продаваемые в магазинах беспошлинной торговли duty free;
  • возвращенные покупателем в магазин.

Какое оборудование нужно для маркировки обуви

Участникам оборота маркированной продукции нужно заранее подготовиться к работе с маркировкой обуви.

Для производителей и импортеров понадобится:

  • Принтер этикеток
  • Сканер штрихкода для проверки считываемости кода data Matrix
  • Терминал сбора данных для складского учета и агрегации кодов в транспортные упаковки
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП)

Для дистрибьюторов и оптовых компаний

  • Термотрансферный принтер для печати транспортного кода и маркировки остатков
  • Терминал сбора данных для приемки и отгрузки обуви и агрегации кодов в транспортные упаковки
  • Сканер штрихкода при приемке товара
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП)

Для розничных компаний:

  • 2D сканер штрих-кода
  • Онлайн-кассы с поддержкой тега 1162
  • Терминал сбора данных для проверки поступивших кодов на соответствие заявленным в универсальном передаточном документе (УПД)
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП)
А что есть еще интересного?
Будь в курсе всех последних новостей из мира бизнеса и полезных лафйхаков
Спасибо! Скоро наш оператор свяжется с вами для подтверждения заказа.

Нанесение кодов маркировки

Если и импортеры должны подать заявки на получение необходимого для работы с цифровыми кодами оборудования (регистратор эмиссии)

При производстве изготовитель предоставляет Оператору ИС * данные об изготовленной партии продукции для ее включения в реестр продукции.

*ИС – информационная система, созданная для информационного обеспечения маркировки товаров штрихкодами Data Matrix, а также для мониторинга оборота.

Далее производитель направляет Оператору ИС заявку на получение кодов для маркировки. При одобрении заявки информационная система генерирует необходимое количество кодов и, не позднее, чем через 4 часа с момента получения заявки, направляет производителю список этих кодов.

Производитель преобразует полученные коды в средства идентификации.

Средства идентификации – код в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода Data Matrix. Штрихкоды наносятся на упаковки продукции.

Также четко оговорены сроки работ с кодами. Не позднее чем через 24 часа полученные от ИС коды должны быть нанесены в формате Data Matrix на упаковки продукции. Далее, не позднее через 4 часа после нанесения штрихкодов, необходимо подать сведения об этом оператору маркировки.

При передаче произведенной продукции оптовым фирмам информация о кодах маркировки указывается в сопроводительных документах – ТТН (товарно-транспортная накладная) и УПД (универсальный передаточный документ).

Код маркировки обуви

Это уникальный двумерный штриховой Data Matrix код, который представляет собой набор букв и цифр. По сути, он является электронным паспортом изделия. Даже если две пары ботинок ничем не отличаются друг от друга, у каждой пары должен быть свой персональный код.

Обувной Data Matrix состоит из кода идентификации и кода проверки.

Код идентификации складывается из международного кода товара GTIN (14 символов) и индивидуального серийного номера (13 символов). Полученная комбинация позволяет отслеживать ту или иную товарную единицу от производителя или импортера до конечного покупателя.

Код проверки — это электронная подпись (ее также называют крипто-хвостом). Она складывается из ключа (4 символа) и значения кода (88 символов). Такая подпись нужна, чтобы проверить законность оборота изделия.

ВНИМАНИЕ

Код маркировки наносится (то есть печатается или клеится в виде этикетки) на сам товар, либо на потребительскую упаковку. Есть еще один вариант — нанести код на товарный ярлык. Цена одной марки в общем случае составляет 50 копеек без учета НДС (см. «Утвержден размер платы за оказание услуг по маркировке продукции»).

Верификация кодов

При нанесении кода на изделие необходимо проверить код маркировки на читаемость. В противном случае могут возникнуть проблемы с возможностью отгрузки и реализации обуви при дефектном нанесении кода маркировки на упаковку, а значит немаркированную обувь нельзя будет продавать.

На производстве производится верификация кодов при помощи:

  • машинного зрения, если производство имеет соответствующее оборудование
  • 2D сканера и специализированного ПО
  • Терминала сбора данных с 2D модулем

В Первом бите можете приобрести оборудование для верификации кодов и специализированное ПО.

Закажите консультацию специалиста для организации верификации кодов маркировки обуви на вашем предприятии.

Возникли вопросы по организации маркировки товара на

производстве, на складе, в магазине?

Нажатием кнопки я принимаю условия Оферты по использованию сайта и согласен с Политикой конфиденциальности

Какие бывают типы нарушений при маркировке обуви

Отсутствие кода Data Matrix на товаре – не единственное нарушение, которое может быть при производстве, дистрибуции и продаже. Существует несколько ситуаций, при которых вас могут оштрафовать или изъять продукцию.

  1. Самое очевидное нарушение – отсутствие кода маркировки. Он должен быть нанесён либо на изделие, либо на прикреплённую к нему этикетку или товарный ярлык.
  2. Код маркировки есть, но нанесён неправильно. Например, плохо пропечатан или при сканировании не может быть идентифицирован.
  3. Сведения в коде маркировки и в УПД различаются. Такое бывает, когда на товарах в партии есть коды маркировки, но в УПД данных о них нет. Другой вариант – в документе указаны другие модели.
  4. Не выполнена перемаркировка. Она нужна, если полученный для товара код утерян. Или когда покупатель вернул товар с повреждённым кодом на этикетке.
  5. Неправильно оформленный возврат товара. К примеру, если магазин оформляет возврат, чтобы ввести в оборот не промаркированные вовремя остатки обуви.
Оставьте заявку на подключение
Оставляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональной информации ООО «Аванпост»
Спасибо! Скоро наш оператор свяжется с вами для подтверждения заказа.

Ответственность и штрафы за отсутствие маркировки

Если на товаре нет кодов, ответственность может быть как административной, так и уголовной.

Отвечать за нарушения могут и должностные лица, если они контролируют выпуск продукции и вносят нужные сведения в систему маркировки.

Административная ответственность наступает, если:

  • производить товары, которые подлежат маркировке, без специальных кодов;
  • продавать такие товары оптом и в розницу.

Штраф за производство товаров без маркировки

Должностные лица могут получить штраф до 10 000 рублей. А вот юрлицам за аналогичное нарушение могут выписать штраф до 100 000 рублей.

Штраф за продажу немаркированной продукции

Обычных граждан ждет штраф до 4000 рублей. Должностным лицам придется заплатить до 10 000 рублей, а юридическим — до 300 000 рублей.

Индивидуальные предприниматели, которые производят товары без маркировки или торгуют ими, рискуют получить штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей.

В случае с немаркированной табачной продукцией штрафы будут еще выше. За производство должностных лиц могут оштрафовать на сумму до 15 000 рублей, а юрлиц — до 150 000 рублей. За продажу суммы для этих категорий составят до 15 000 и до 300 000 рублей соответственно. Физлица рискуют получить штраф до 5000 рублей.

Штраф за неправильную маркировку

Иногда маркировка все-таки есть, но проставлена неверно или в ней нет необходимых данных. Индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 5000 до 10 000 рублей, а юридическим лицам — от 50 000 до 100 000 рублей.

У нарушителей изымают всю продукцию. Конфискация предусмотрена вне зависимости от группы товаров. Вернуть то, что было изъято, не получится.

Штраф за отсутствие реквизита «код товара»

После старта маркировки те, кто торгует обувью, табаком и другой продукцией, столкнулись с новым требованием — указывать в чеке обязательный реквизит «код товара».

Если предприниматель или компания продают изделия, которые подлежат маркировке, но касса не формирует реквизит «код товара», они тоже могут получить штраф. Должностным лицам это будет стоить от 1500 до 3000 рублей, а индивидуальным предпринимателям и юрлицам — от 5000 до 10 000 рублей.

Еще есть штрафы за нарушения правил торговой маркировки. К ней относятся ценники, чеки и прочее. ИП могут обязать выплатить до 30 000 рублей, для юрлиц — до 300 000 рублей. Если отсутствие такой маркировки навредило потребителю, штраф для каждой из категорий вырастет втрое.

Уголовное наказание

Бывает, что стоимость немаркированной продукции превышает крупный или особо крупный размер. В статье 169 УК РФ сказано, что особо крупным считается более 1,5 млн рублей.

С крупным размером могут быть нюансы, поскольку он отличается у разных видов продукции. Например, для продовольственных товаров он считается уже с 400 000 рублей, а для табака — от 100 000 рублей.

Если стоимость произведенной немаркированной продукции больше крупного размера, то нарушителей ждут штраф до 100 000 рублей и лишение свободы на четыре года.

При особо крупном размере наказанием могут стать шесть лет лишения свободы со штрафом в 500 000 рублей.

Уголовная ответственность наступает, если вы производите товар на продажу.

Вывод маркированной обуви из оборота в интернет-магазине

Чтобы правильно вывести из оборота товар, интернет-магазин должен быть зарегистрирован в системе «Честный знак» и, если у него есть остатки обувной продукции, проделать все необходимы действия, описанные выше.

Интернет-магазин должен подавать сведения о выводе из оборота товара дистанционным способом при передаче его в службу доставки. То есть когда вы отдаете в службу доставки товар, то вы подаете сведения в систему «Честный знак» о том, что вывели его из оборота (выбытие по отгрузке службе доставки).

Служба доставки должна будет отобразить код маркировки в чеке.

Остались вопросы?
Оставьте заявку, и мы вас проконсультируем
Оставляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональной информации ООО «Аванпост»
Спасибо! Скоро наш оператор свяжется с вами для подтверждения заказа.

Перемаркировка при возврате товара

Если товар не подошел покупателю, он может его вернуть. Но при возврате состояние кода маркировки на коробке может быть разным.

Иногда покупатель возвращает товар с читаемым кодом маркировки, а иногда — с нечитаемым. И если в первом случае достаточно просто отсканировать этикетку и с чеком возврата сделать возврат в оборот, то во втором случае ситуация сложнее.  

Если код не читается и восстановить его нельзя, розница может воспользоваться правом перемаркировать товар без указания старого кода маркировки.

Источники