Маркировка безалкогольных напитков

Маркировка безалкогольных напитков
03.07.2023
923

Министерство промышленности и торговли представило первые проекты по маркировке напитков, таких как соки, подслащенные воды и другие напитки в 2022 году. Однако документы были отправлены на доработку. В следующем году сотрудники министерства предложили доработанный вариант, который в настоящее время находится на рассмотрении. Поэтому необходимо определить сроки эксперимента, чтобы начать правильно маркировать безалкогольные напитки.

Эксперимент по маркировке безалкогольных напитков

С 2023 года участие в маркировке безалкогольных напитков в России будет добровольным, а не обязательным. Присоединиться к процессу смогут все участники рынка: производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы. Для вступления в консорциум предпринимателям необходимо подать заявку на специальной странице, которая будет создана на сайте системы маркировки «Честный знак» после доработки ее правил.

Эксперимент по маркировке безалкогольных напитковКоды маркировки будут нанесены на потребительскую упаковку, например, на бутылку

Участники пилотной схемы получат доступ к личному кабинету на сайте «Честный знак», где они смогут приобретать, распечатывать и наносить на упаковку продукции матричные коды. Центр развития технологий — оператор системы маркировки и отслеживания — будет оказывать помощь на каждом этапе маркировки продукции. Мысли и опыт производителей, импортеров и торговцев по поводу их участия в этом эксперименте, а также их предложения будут учтены при формировании правил обязательной маркировки в будущем. Аналогичные эксперименты уже проводятся для других отраслей, например, давно работает и показала свою эффективность маркировка пива.

Сроки и этапы эксперимента по маркировке безалкогольных напитков

Министерство промышленности и торговли предлагает начать пилотный проект по маркировке безалкогольной продукции с 15 мая 2023 года. Ожидается, что этот эксперимент будет завершен к 1 февраля 2024 года.

Минпром оценит результаты пилотного проекта, чтобы принять решение о целесообразности введения обязательной маркировки безалкогольных напитков. К 15 января 2024 года ведомства должны оценить собранные данные, чтобы разработать правила и нормы, касающиеся обязательной маркировки.

Наименование продукции Код ТН ВЭД ЕАЭС
Воды с добавлением подслащивающих или вкусоароматических веществ (в том числе минеральные и газированные воды) 2202 10 000 0
Квасы

2202 10 000 0

2206 00 590 1

2206 00 890 1

Соки фруктовые, ореховые и овощные, не подвергнутые брожению и не содержащие спиртовые добавки 2009 (кроме 2009 11)
Компоты фруктовые и ягодные, морсы

2007 91 300 0

2007 91 900 0

2007 99 500 1

2007 99 970 1

2008

Напитки на основе сои, орехов группы 08, злаков группы 10 или семян группы 12 по ТН ВЭД

2202 99 110 0

2202 99 150 0

Растворимые напитки с добавлением подслащивающих или вкусоароматических веществ 

1901 90 190 0

2101 12 920 1

2106 90 980 8

Прочие безалкогольные напитки с добавлением подслащивающих или вкусоароматических веществ, не содержащие продуктов товарных позиций 0401— 0404 или жира, полученного из продуктов товарных позиций 0401 — 0404 по ТН ВЭД

2202 99 180 0

Если напитки из категорий выше зарегистрированы как биологически активные добавки, дополнительно маркировать их не нужно, потому что правительство постановило запустить отдельную маркировку БАД.

Что необходимо для маркировки безалкогольной продукции?

Для того чтобы предвосхитить введение обязательной маркировки безалкогольных напитков, предприятия должны предпринять шаги по адаптации своей деятельности и модификации программного и аппаратного обеспечения. 

  1. Регистрация в системе маркировки «Честный знак» является обязательной для всех сторон, которые желают участвовать в эксперименте. Для обеспечения доступа потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. 
  2. Для маркировки безалкогольных напитков используются коды Datamatrix, которые можно заказать через личный кабинет «Честный знак». При печати таких этикеток необходимы термо- или термотрансферные принтеры, так как они должны быть устойчивы к свету и влаге.
  3. Производители безалкогольных напитков, импортеры, оптовые и розничные торговцы должны использовать электронные универсальные передаточные документы (udp) вместо накладных. Эти документы содержат коды маркировки продукции. Предприятия должны заключить соглашение с оператором электронного документооборота (edm) для доставки удд. Этот оператор edi также будет предоставлять информацию о транспортировке маркированных товаров под «честное слово».
  4. Для сканирования датаматричных кодов при получении безалкогольной продукции от поставщиков и реализации ее потребителям, а также в процессе инвентаризации предприниматели должны использовать специальный 2d-сканер или терминал сбора данных.
  5. Розничным предприятиям, предлагающим газированные напитки и другие маркированные товары, требуется онлайн-касса для работы с маркировкой, подходящая для формата фискальных регистраторов 1.2. Именно этот формат 1.2 специально создан для продажи маркированных товаров. 
  6. Чтобы обеспечить передачу информации о продаже безалкогольных товаров на кассе конечному покупателю, владельцы магазинов должны заключить договор с оператором фискальных данных.