НДС и налог на прибыль в 2025 году: изменения законодательства и последствия для российского бизнеса

В России наблюдается усиление налогового давления на бизнес. С начала 2025 года вступили в силу значительные изменения: повышены ставки налога на прибыль и введена обязанность уплаты НДС для организаций и ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН).
Одновременно ФНС активно совершенствует контрольные механизмы, используя передовые технологии для анализа данных налогоплательщиков. Это обеспечивает высокую эффективность проверок и поддерживает судебную статистику в пользу налоговой службы – в 2023 году суды поддержали ФНС в 66% споров с налогоплательщиками.
Эти изменения направлены на увеличение поступлений в бюджет и повышение прозрачности предпринимательской деятельности. Рассмотрим подробно трансформацию бизнес-среды в связи с налоговой реформой 2025 года и возможные стратегии адаптации компаний.
Кардинальное увеличение порога для применения УСН
В 2025 году существенно расширен финансовый лимит для компаний, желающих использовать упрощенную систему налогообложения. Теперь организации могут работать на УСН при условии, что их доходы за январь-сентябрь 2024 года составляют не более 337,5 млн рублей. Данный показатель утроился по сравнению с прежним ограничением в 112,5 млн рублей.
Историческая трансформация: совмещение УСН с НДС
Начиная с 1 января 2025 года произошло беспрецедентное изменение в налоговой системе России - предприятия на упрощенной системе налогообложения приобретают статус плательщиков НДС. Это закреплено в модифицированных статьях 143 и 346.11 Налогового кодекса РФ.
Данное требование затрагивает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, финансовые показатели которых за 2024 год превзошли порог в 60 млн рублей (в соответствии со ст. 145 НК РФ).
При этом упрощенцы, чей доход остался ниже обозначенной границы, продолжают пользоваться преимуществами освобождения от уплаты НДС. Аналогичная привилегия доступна и недавно созданным компаниям, переходящим на УСН в 2025 году.
Двойственность налоговых механизмов при совмещении УСН и НДС
Субъекты на УСН, которые обязаны исчислять и уплачивать НДС, получают возможность выбора между двумя налоговыми режимами:
- Традиционные ставки НДС (20%, 10% или 0%) с правом на вычет входящего налога
- Преференциальные ставки с невозможностью вычета входящего НДС:
- 5% для организаций с доходом в диапазоне от 60 до 250 млн рублей
- 7% для бизнеса с доходом в промежутке от 250 до 450 млн рублей
Если доход компании преодолевает границу в 450 млн рублей, она лишается возможности применять УСН с того месяца, когда было зафиксировано превышение (согласно положениям ст. 164 НК РФ).
Для применения льготных ставок НДС (5% или 7%) не нужно дополнительно уведомлять налоговый орган - достаточно внести соответствующую информацию в налоговую декларацию. Важно отметить, что подобное решение влечет долгосрочные обязательства: налогоплательщик будет привязан к выбранной системе налогообложения на протяжении трех лет (в соответствии со ст. 164 НК РФ).
Последствия для контрагентов упрощенцев
Налоговая реформа 2025 года оказывает существенное влияние на взаимоотношения бизнеса с контрагентами на УСН. Формулировка цены в договоре приобретает критическое значение.
Рассмотрим практический пример при покупке товара за 1 000 000 рублей у компании на УСН:
- Если в договоре указано «1 000 000 рублей, включая НДС» - покупатель платит фиксированную сумму независимо от применяемой ставки НДС, финансовые риски несет продавец
- При формулировке «1 000 000 рублей без НДС» - итоговая сумма к оплате будет зависеть от выбранной продавцом ставки НДС, финансовые риски ложатся на покупателя
Для компаний, использующих налоговые вычеты, налоговый режим контрагента напрямую влияет на возможность учета входного НДС:
- При выборе контрагентом классической схемы покупатель вправе применить вычет 20% (или 10%) входного НДС
- Если контрагент использует специальные ставки, вычет составит соответственно 5% или 7%
Важно отметить: процентная ставка НДС в счете-фактуре должна точно соответствовать фактически применяемой ставке. Несоответствие приведет к отказу налоговых органов в праве на вычет.
Проблематика «переходящих» договоров
В контрактах, заключенных до 2025 года с упрощенцами, часто отсутствуют упоминания о НДС. Это создает правовую неопределенность: является ли НДС частью договорной цены или должен начисляться дополнительно?
Согласно базовым принципам налогового законодательства, НДС обычно начисляется сверх указанной в договоре цены, если не оговорено иное. Однако существуют особые ситуации:
- Подход "НДС включен в цену": Если покупатель полностью исполнил платежные обязательства до 1 января 2025 года, ФНС рекомендует считать НДС уже включенным в договорную цену, без необходимости дополнительных платежей.
- Подход "НДС сверх цены": В отношении прав на использование зарубежного программного обеспечения, когда с 2021 года такие операции стали облагаться НДС, арбитражный суд признал законным право продавца увеличить цену на сумму НДС вследствие изменений законодательства (согласно Постановлению Девятого ААС от 13.06.2023 по делу № А40-236292/22).
Проблемы с определением налогового режима контрагентов
В первом квартале 2025 года организации сталкиваются с трудностями при проверке налогового статуса своих деловых партнеров. Это создает неопределенность относительно обязательств контрагентов по уплате НДС и выбранных ими налоговых ставок.
Для снижения потенциальных рисков рекомендуется:
- Детально прописывать ценовые условия в контрактах с партнерами на УСН, однозначно указывая включение или исключение НДС
- Внедрять в договоры специальные налоговые положения, обеспечивающие возможность компенсации налоговых издержек при неправильном отражении НДС продавцом
- Оформлять дополнительные соглашения к существующим договорам с четким указанием цены с учетом НДС для устранения возможных разногласий
Повышение базовой налоговой ставки
В 2025 году произошло существенное изменение фискальной политики – основная ставка налога на прибыль организаций увеличилась на 5 процентных пунктов, достигнув отметки в 25% (в сравнении с 20% в предыдущем периоде). Пересмотренная структура распределения налога выглядит следующим образом:
- Федеральная составляющая возросла более чем вдвое – до 8% (против 3% ранее)
- Региональный компонент сохранился на прежнем уровне – 17%
Обновленные налоговые условия вступили в силу с 1 января 2025 года и распространяются на всю прибыль текущего налогового периода, вне зависимости от хронологии оформления контрактов и совершения сделок.
Примечательная особенность: для первого квартала 2025 года сохраняется прежний порядок исчисления авансовых платежей – по ставке 20%, как это было установлено в 2024 году (что регламентировано п. 2 ст. 286 Налогового кодекса РФ).
Корректировка льготных налоговых режимов
Трансформация затронула и специальные категории налогоплательщиков:
- Для ИТ-сектора: преференциальная ставка утратила нулевой характер и установлена на уровне 5%, причем весь объем отчислений направляется исключительно в федеральный бюджет. Важно отметить, что зарубежные технологические компании больше не могут воспользоваться данной льготой (исключение составляют случаи, когда контрольный пакет принадлежит российским инвесторам).
- Для производителей радиоэлектроники: федеральный элемент ставки увеличился с 3% до 8%, в то время как региональный компонент остался на нулевой отметке.
- Для держателей ценных бумаг: налогообложение процентных доходов по государственным, муниципальным и корпоративным облигациям российских эмитентов возросло с 15% до 20%.
Налоговые послабления
Параллельно введены меры по смягчению фискальной нагрузки:
- Регионы получили полномочия устанавливать пониженные ставки региональной части налога для малых технологических компаний из специального реестра.
- При реализации менее 1% акций организации доступна нулевая ставка налога на прибыль вне зависимости от структуры активов. Ранее такая возможность существовала только при доле недвижимости менее 50% в активах.
- Введен федеральный инвестиционный налоговый вычет в размере 3% от затрат на основные средства и нематериальные активы (приобретение оборудования на 10 млн рублей позволяет уменьшить налог на прибыль на 300 тыс. рублей).
- Повышающий коэффициент для определенных категорий основных средств и ПО увеличен с 1,5 до 2, включая программное обеспечение, не связанное с искусственным интеллектом. Необходимо внести соответствующие корректировки в учетную политику для применения данных коэффициентов.
Особенности налогового контроля в 2024-2025 годах
Статистика ФНС за три квартала 2024 года демонстрирует:
- Сокращение количества выездных проверок на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года
- Рост результативности: 98% проверок завершаются доначислениями
- Значительные суммы доначислений: в среднем 63 млн рублей по России и 100 млн рублей по Москве
Высокая эффективность налоговых проверок обусловлена развитыми информационно-аналитическими системами ФНС, позволяющими предварительно выявлять вероятные нарушения.
Налоговые органы активно практикуют "внепроверочные" методы работы, включая приглашение руководителей, собственников и бухгалтеров для обсуждения спорных ситуаций. После таких консультаций компании часто добровольно корректируют налоговые обязательства. Отказ от добровольной уплаты значительно повышает вероятность назначения выездной проверки.
Существенно, что руководители и бухгалтеры могут привлекаться к субсидиарной ответственности по неуплаченным налоговым обязательствам компании.
Налоговый мониторинг как инструмент защиты бизнеса
В условиях усложнения налогового законодательства и ужесточения контроля со стороны ФНС растут налоговые риски как для бизнеса, так и для его собственников и руководителей. Для минимизации этих рисков компании могут перейти на режим налогового мониторинга, демонстрируя стремление к прозрачности.
При налоговом мониторинге компании предоставляют ФНС онлайн-доступ к регистрам бухгалтерского и налогового учета, а также к первичным документам.
Преимущества налогового мониторинга:
- Удобное онлайн-взаимодействие с ФНС через Витрину данных. Исключаются налоговые проверки, отвлекающие сотрудников от основных задач.
- Раннее выявление налоговых рисков. Налоговые органы предупреждают о замеченных нарушениях, позволяя компании своевременно исправить ошибки.
- Оперативное закрытие налогового периода. Компания незамедлительно узнает о претензиях ФНС, а не через три года, как при классических проверках.
- Получение мотивированных мнений о налогообложении сделок. При сомнениях в правильности учета сделки компания может быстро получить официальную позицию налоговой службы.
Главное: участие в налоговом мониторинге демонстрирует ФНС готовность бизнеса к сотрудничеству, открытости и добросовестному исполнению налоговых обязательств.
В связи с масштабными изменениями налогового законодательства 2025 года и новыми требованиями по НДС для предприятий на УСН, мы предлагаем комплексное решение «Онлайн-касса под ключ». Наш сервис включает не только подбор и настройку кассового оборудования, полностью соответствующего новым требованиям ФНС, но и консультационную поддержку по корректному оформлению счетов-фактур с различными ставками НДС. Мы также обеспечиваем интеграцию с бухгалтерскими программами и проводим обучение персонала работе в новых налоговых условиях. Это позволит вашему бизнесу безболезненно адаптироваться к изменениям и избежать налоговых рисков, связанных с некорректным учетом.