Эксперимент по маркировке пива в 2021 году поручили запустить 1 апреля (п. 1к Пр-1648). На основе его результатов будет принято решение о введении обязательной маркировки пивоваренной продукции и слабоалкогольных напитков.
Зачем маркировать пиво и слабоалкогольные напитки
По разным данным, включая оценку Минпромторга, доля нелегального пива составляет 5-12 % рынка. Из-за этого бюджет ежегодно недополучает порядка 22 млрд рублей.
Обязательная маркировка снизит объём нелегально изготовленного пива, «обелит» торговлю, повысит собираемость налогов.
Граждане смогут самостоятельно проверять подлинность каждой бутылки, банки или кега приобретаемого пива.
Кто проверяет маркировку пива
Роспотребнадзор – охраняет интересы граждан и государства. Учреждение инспектирует организации, торгующие маркированным товаром. Внеплановые проверки выполняются по обращениям граждан.
Любой гражданин страны может верифицировать подлинность пива и любого другого товара, подлежащего маркировке. Для этого есть мобильное приложение «Честный ЗНАК». Оно использует камеру смартфона как считыватель Data Matrix кодов. Если информация в коде не соответствует реальности, пользователь через приложение передаёт сведения в «Честный ЗНАК», а тот – в Роспотребнадзор. Надзорное ведомство выявит и оштрафует нарушителя на сумму до 300 тысяч рублей.
ЕГАИС Алкоголь и маркировка пива
Сейчас продавцы пива отчитываются в ЕГАИС о факте закупки продукции и ведут журнал учета розничных продаж по форме ФСРАР. Путь каждой отдельной бутылки не прослеживается.
Маркировка пива акцизными марками по аналогии с маркировкой крепкого алкоголя технически невозможна из-за высокой скорости линии розлива:
- 90 тысяч бутылок/час для пива;
- 20 тысяч бутылок/час для крепкого алкоголя.
Если добавить оборудование для нанесения «акцизок», производительность снизится. Поэтому было предложено использовать маркировку Data Matrix кодами. С его помощью государство отследит перемещения каждой бутылки пива, а также канистр и кег. Эту идею поддержал и Минпромторг.
Нужно ли маркировать пиво штрих-кодами
Программа перехода на идентификацию продукции штрих-кодами и чипами стартовала в России с 2021 года. На данный момент 10 товарный групп уже маркируются в обязательном порядке путем заказа и нанесения шрихкодов или чипов. Еще ряд товаров маркируются контрольно-идентификационными знаками (КИЗ) в виде эксперимента.
Маркировка пива в 2021 году не предусматривает использование средств идентификации в обязательном порядке. На данный момент проводятся ограниченные тесты для перехода на использование цифровых штрих-кодов, однако о точных сроках перехода на штрихкодирование пока не сообщается.
Нужно учитывать, что государство планирует перевести весь ассортимент продовольственной продукции и промышленных товаров на штрих-коды к 2024 году. Поэтому пивоварам, поставщикам и продавцам придется подключаться к информационной системе, приобрести оборудование или перенастроить действующие устройства, заказывать и наносить штрих-коды. По содержанию кода будет осуществляться мониторинг всех операций с пивной продукцией, а покупатели смогут получать основные сведения путем сканирования через мобильное приложение.
Подключиться к Честному Знаку